О боли человеческой души
Свежий номер: 16 мая 2024 (4976-4977)
тираж номера: 4092 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
О боли человеческой души

1 июня на Малой сцене Курского драматического театра состоится премьерный «сеанс психотерапии». О своей жизни решится рассказать он – незадачливый, гениальный, а, может, обезумевший музыкант… Кто же спрятался в мирке под названием «Контрабас» – решить предстоит вам, но, что если вопросов окажется, куда гораздо больше, и касаться они будут уже вас?

О скрытых смыслах моноспектакля «Контрабас» в интервью «ГИ» рассказал режиссер Константин ДЕМИДОВ.

– Константин Николаевич, вы впервые сотрудничаете с Курским драмтеатром. Как вам работается с артистами?

– В моем спектакле задействовано всего два актера, но Евгения Сетькова (исполнитель роли контрабасиста, – прим. авт.) видел уже в четырех спектаклях, и могу утверждать: Евгений – прекрасный артист. На мой взгляд, он и пьеса Зюскинда нашли друг друга вовремя, а я помогу им встретиться наилучшим образом. Екатерина Шаповалова (перевоплотится в Сару, возлюбленную музыканта, – прим. авт.) – молодая артистка, которая только пришла в профессию. Уверен, она еще себя покажет.

– Сразу ответили согласием на предложение о постановке «Контрабас»?

– Мне везет, от театров всегда поступают прекрасные предложения. Ольга Николаевна (Ольга Люстик – помощник художественного руководителя драмтеатра, – прим. авт.) назвала мне одно из культовых в мире театра произведений, не согласиться было нельзя. К тому же очень люблю моноспектакли, в моей карьере это уже пятая такая постановка.

– О чем будет новый спектакль?

– У зрителя будет возможность заглянуть в голову нашего героя и понять ход мыслей музыканта. А так же то, как маленький человек, который по жизни «придавлен» своим музыкальным инструментом, пытается из-под него выбраться и зажить по-новому. Помимо истории о контрабасе, красной нитью идет тема любви к солистке оркестра Саре. Поэтому хочу ввести в нашу работу актрису. Этим, собственно, я немного и разрушаю жанр моноспектакля.

– Кто для вас главный персонаж: несчастный музыкант, человек на грани психического расстройства или уже безумец?

– Эта пьеса, на мой взгляд, полифонична. Думаю, в нашем спектакле будут все три ипостаси. Кто-то пожалеет героя, узнав в нем себя. Многие, как и он, не разрешают себе некоторые поступки по ряду причин, и порой эти запреты могут сыграть злую шутку. На каком-то этапе спектакля поток мыслей героя превращается в полубезумие и в конечном итоге в безумие.

– То есть вы считаете, что он не совсем здоров?

– Да, хочу взглянуть на этот текст с позиции сумасшествия. И намекать на это будут даже элементы сценографии.

– К чему же приготовиться курянам?

– Курского зрителя ждет определенный способ рассадки в зале и, насколько понимаю, на Малой сцене драматического театра такого еще не было. Этакий элемент психбольницы можно будет наблюдать на сцене: мягкие стены, в которых вырезаны силуэты контрабаса, будут говорить о том, что они не совсем реальны. Огромный чехол от инструмента, возможно, станет «домиком контрабасиста», поскольку герой постепенно начинает превращаться в свой инструмент. Красная ковровая дорожка будет вести к импровизированному трону, на котором персонаж воцаряет сам себя, как супервыдающийся контрабасист.

– Финал будет открытым?

– Мы как раз сейчас исследуем это. Есть у меня идея, о которой, к сожалению, пока не могу рассказать. Но думаю, развязка устроит и тех, кто хочет, чтобы он решился на поступок, и тех, кто уверен, что этого не сделает.

– На ваш взгляд, герой сам виноват в том, в каком положении оказался? Был ли у него шанс не попасть в эту ситуацию?

– Лично я живу в парадигме того, что мы сами можем как создать, так и рассоздать свою жизнь и изменить свой путь. Шанс есть всегда. Но герой поступает довольно глупо: не выбирает простое общение, а все время что-то выдумывает. Живет в иллюзии. Вместо того, чтобы подойти и поговорить с девушкой, он сочиняет истории в голове: то решает ужасно сыграть, то гениально, чтобы она его заметила, а потом искренне удивляется и обижается, не видя ожидаемой реакции. Если он и выкрикнет ее имя на концерте, обрадуется ли певица испорченному выступлению? Вряд ли она повернется и скажет: «Кто это крикнул? О, боже! Я люблю тебя!». На что он рассчитывает? Честно говоря, все мы в какой-то степени «больны», как и он, у нас как будто отсутствует настройка для нормального человеческого общения, все время идет противостояние, мужчины и женщины ищут выгоду в отношениях вместо того, чтобы просто любить. Для меня это произведение, в том числе и об этом.

– Придется ли актеру учиться играть на контрабасе?

– Евгений заявил, что готов освоить инструмент. В спектакле много музыки и почти все композиции, перечисленные героем, так или иначе будут заявлены.

– В произведении много профессиональной терминологии. Останется ли она или адаптируете текст под непосвященного зрителя?

– Мы ищем баланс между его музыкальной жизнью и любовной историей, поэтому пространные рассуждения о малоизвестных композиторах опустим: такая информация будет только отвлекать от истинной боли героя. Плюс ко всему моноспектакль – сложный жанр для артиста. Сокращения в нашем случае еще и как элемент пощады, поскольку роль эмоционально и энергетически непростая, и столько времени «держать» зал для любого актера задача довольно трудная.

– О чем должны задуматься зрители после просмотра спектакля?

– Мне бы хотелось, чтобы зрители задумались над ответами на вопросы: «Не похож ли я на него, когда не выбираю в жизни что-то важное для себя. Не становлюсь ли постепенно человеком в футляре? Могу ли я сказать о своих чувствах прямо?». Вдумайтесь, а как часто вы смотрите издалека на то, как проходит мимо ваша жизнь, не становитесь ли рабом некого предмета или человека? Эти темы не на поверхности, но внимательно смотрящий зритель получит порцию для размышления. Увидят ли они себя? Этого мы за них решить не можем и не знаем, насколько они готовы посмотреть непростое произведение с открытым сердцем, впустить в себя боль персонажа и испытать катарсис, формула которого: избавление от страха и страдания через страх и страдание. Если в жизни сложно совершить поступок, который очистил бы от коросты душевной болячки, то театр идеальное место, куда можно прийти и увидеть мучительное состояние персонажа и, поплакав вместе с ним или за него, прожить это чувство, тем самым освободиться. Люди часто заблуждаются, когда для «лечения» выбирают комедию и смех, аргументируя тем, что жизнь и так трудна и нужно посмеяться. Но, поверьте, так проблема не уйдет. Если хотите не временный пластырь наклеить на свою жизнь, а попытаться разобраться в ней и исцелить травму, а они есть у каждого, то ходите на постановки, в которых не все так однозначно, легко и радостно. Задача режиссера и актеров –донырнуть до боли персонажа и вытащить ее на поверхность, чтобы это стало очевидно зрителям. Надеюсь, нам в «Контрабасе» это сделать удастся.

СПРАВКА «ГИ»

Константин Демидов в профессии 28 лет. В 2000-м окончил Рязанский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, факультет режиссуры (РФ МГУКИ), в 2012 году – режиссерский факультет Высшего театрального училища имени Щукина, учился в ГИТИСе. Член гильдии режиссеров России, победитель конкурса СТД РФ «Театральный разъезд». С октября 2018 по июль 2020-го – главный режиссер Краснодарского драматического театра. Имеет медаль Лермонтовского комитета за постановку спектакля «Маскарад» к 100-летию Краснодарского театра драмы имени Горького. Константин Демидов создал в Рязани театральную лабораторию «Костин Дом», позже в Москве – театральную лабораторию «Пространство». Выпустил несколько актерских курсов и лабораторий в частных театрах Краснодара, поставил более 30 спектаклей и читок в городах России. Как режиссер сотрудничал с театрами «Практика», Московским театром «Сфера», «АпАРТе», «У Моста» (Пермь), Краснодарским молодежным театром, Рыбинским драматическим театром, Приморским театром драмы (Владивосток), «Новым театром Сочи», Малым Театром России, Костромским и Калужским ТЮЗами и другими. Снял более 10 документальных фильмов и две художественных короткометражки. Как киноактер снялся более чем в 50 фильмах и сериалах.

Отрывок из пьесы «Контрабас» Патрика Зюскинда (перевод – Нина Литвинец):

«Тогда я попытался сыграть так хорошо, как только это возможно. Я подумал, пусть решит провидение, и если я привлеку ее внимание своей прекрасной игрой, и если она взглянет на меня, именно на меня, — тогда это будет женщина моей судьбы, моя Сара навечно. А если она на меня не взглянет, все кончено. Да-да, в любви мы всегда суеверны. Но она не взглянула в мою сторону. Как только я заиграл с воодушевлением, она по знаку режиссера встала и вновь отошла в глубь сцены. И никто ничего не заметил. Ни главный дирижер, ни Хаффингер, первый контрабас, сидевший рядом со мною, даже он не заметил, как замечательно я играл…»

Фото Александра МАЛАХОВА.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...