30 лет назад СССР спел «лебединую песню»
Свежий номер: 25 апреля 2024 (4971)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


…Три дня в августе 1991-го под бесконечное «Лебединое озеро» по телевизору стали страницами новейшей истории.

О них рассказывают учителя, сняты многочисленные репортажи и фильмы. Для нового поколения этот период не окрашен чувствами невероятного душевного подъема и разочарования от перемен. А для поколения 40-летних и людей старшего возраста он был полон страхов, слухов. Эти дни оставили жертвы. Советский Союз, за сохранение которого только-только проголосовало большинство на референдуме, окончательно развалился — с кровью. Россияне узнали все прелести «дикого» капитализма, прямо по алфавиту: «акционирование», безработицу, выживание… Вспоминая явление и падение ГКЧП, «ГИ» попросили поделиться мнениями важных очевидцев путча: режиссера-документалиста Владимира Аленикова и ветерана партийной и государственной службы, первого секретаря Курского обкома КПСС в 1991-м Александра Селезнева.

Выезд – только на танке

19 августа 1991 года в утреннем выпуске новостей Советский Союз познакомился с новой аббревиатурой ГКЧП – Государственный комитет по чрезвычайному положению. По городу сразу поползли всевозможные сплетни: «Горбачев отказался от власти», «Теперь надо быть осторожнее, когда говоришь», «А вы слышали – Раиса Максимовна застрелилась!». Насчет супруги президента СССР – конечно, полная дичь. А вот ограничение свободы слова вырисовывалось из первых же материалов, появившихся за подписью вице-президента Геннадия Янаева.
На стене дома на углу улиц Дзержинского и Белинского кто-то вывел краской по штукатурке: «Нет красному фашизму!». Текст быстро соскребли, но по очертаниям букв надпись стала читаться еще отчетливее и сохранялась несколько месяцев, вплоть до капремонта здания.
Есть воспоминания, что 19 августа вечером не загорелись огни Курского аэропорта, который, как известно, гражданская авиация использует совместно с военными. Куряне добавляют, что не только долететь, но  и доехать куда-либо поездом в те дни было непросто. Тем временем в Москву выдвинулись из окрестных гарнизонов более 300 танков, примерно столько же БМП и БТР, а все войска СССР были приведены в повышенную боевую готовность.
Открываем подшивку главного областного издания, на первой полосе – указ Янаева: «В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей…». Как вскоре стало известно, сообщение о болезни было ложью. Рядом опубликовано письмо, подписанное В. Шумаковым, фрезеровщиком «Электроаппарата» (но вряд ли им самим написанное): «Наша доведенная до предела несчастная страна наконец-то очнулась… Нас спасти сейчас могут только порядок и дисциплина в масштабе всей страны». Уже через день-другой труженик будет оправдываться, также на первой полосе, что, мол, эти его слова отнюдь не означают поддержку путчистов.
Вечером, как всегда, вышла программа «Время». После уже многократно повторенных сообщений о запрете митингов, большинства газет в объективе телекамеры вдруг предстала фигура президента РСФСР Бориса Ельцина. Из уст закадрового комментатора прозвучало прямо противоположное всему произнесенному ранее в выпуске: «По словам Ельцина, Горбачев заперт в Крыму…».
Тем временем, в ночь с 19 на 20 августа, перед Домом правительства РСФСР, где находились лидеры противостояния путчистам во главе с Борисом Ельциным, собрались 15-20 тысяч москвичей. В следующую ночь это число выросло до 50 тысяч, а к вечеру 21 августа – до 100 тысяч. Во время хаотичного столкновения демократически настроенных москвичей с колонной бронетехники в стесненном пространстве автомобильного тоннеля погибли Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский, вскоре посмертно удостоенные звания Героя Советского Союза. Уже 22 августа маятник по всей стране качнулся обратно. И вот уже действия членов ГКЧП печатно именуют антиконституционным переворотом. 23 августа по радио и в газетах объявили об отмене указов ГКЧП.

«Госизмены мы не допустили»

А теперь – слово руководителю нашего региона на тот момент, первому секретарю областного комитета КПСС Александру Селезневу. Ныне ему 87 лет, он проживает в Москве.
– Такие события не пропадают из памяти, – рассказал корреспонденту «ГИ» Александр Иванович. – 19 августа мой день начинался, как обычно, около 6 утра. Готовясь к работе, прослушал последние известия по радио и только тогда узнал об организации ГКЧП. Прежде того информации «сверху» не приходило никакой. Поспешил на рабочее место, в Дом советов, и попросил, чтобы мне подготовили канал связи, служивший для задач гражданской обороны. Прошло совещание с руководством районов и городов Курской области, и нами было определено, что никаких дополнительных ограничений в регионе не вводится. Что решили? Подтянуть дисциплину и внимательно следить за событиями. Решил узнать, что думают о происходящем жители области. Ездил на военные заводы, увидел, что люди обеспокоены, общее мнение было примерно таким: «Нам нужен устойчивый порядок в стране». Кстати, несколькими месяцами ранее Михаил Горбачев и сам публично высказывался о необходимости чего-то подобного. Убежден, что он-то и был «дирижером» ГКЧП. А что могу сказать о членах комитета? Это добросовестные люди, патриоты, которые пытались спасти Советский Союз, не допустить подмены социалистического строя капиталистическим. Но доверились генсеку, а зря… Помню ощущение тех дней после ареста членов ГКЧП и запрета КПСС: мы, миллионы честных коммунистов, были преданы!
Вскоре, когда компартию уже публично обвиняли во всех грехах советского периода, на Александра Селезнева завели уголовное дело. Кстати, похожие испытания пережили руководители еще 36 обкомов.


– Но стало понятно, что никакой госизмены мы не допустили, наоборот! И следователь извинился передо мной, а дело развалилось, – поделился пережитым Александр Иванович, до сих пор убежденный, что необходимости разваливать СССР не было.

Хроника переломных дней

Иной взгляд на три августовских дня – у режиссера Владимира Аленикова, автора документальной картины «Пробуждение (Хроника трех переломных дней)». Многое из того, что происходило в столице после введения ЧП, сохранилось только благодаря решительности Владимира Михайловича, оказывавшегося с видеокамерой в самых напряженных точках. За эту работу автор удостоился благодарности первого президента России Бориса Ельцина.
Корреспондент «ГИ» познакомился с мэтром на журналистском конкурсе ЦФО в Тамбове, где режиссер вел мастер-класс для сотрудников телевизионных СМИ. А накануне годовщины путча связался с заслуженным деятелем искусств по электронной почте, чтобы спросить о самом ярком впечатлении от событий августа 1991-го.
– Невероятных событий в те три переломных дня было много – и танки, идущие по городу, и прощальный молебен людей, готовых проститься с жизнью, и выступление Ельцина на танке, неожиданно возникшее в официозной программе «Время», и гибель трех молодых людей под гусеницами танка, и снятие памятника Дзержинскому и многое другое. Все это постарался запечатлеть в своем фильме, – написал Владимир Алеников.
А о том, как после упразднения ГКЧП «серпастый, молоткастый» красный флаг над зданием Курского горсовета сменился российским триколором, «ГИ» расскажут в субботнем номере – ко Дню Государственного  флага Российской Федерации.

Сотый номер

А что же «Городские известия»? Наша биография в те дни ознаменовалась выпуском сотого номера. Коллектив молодой, но принципиальный. И на первой полосе, где во всех вышедших газетах были указы Янаева, «ГИ»  опубликовали материал, посвященный сотому номеру: «Откровенное и бескомпромиссное описание быстротекущих этих дней станет для потомков летописью самого тревожного и ненадежного периода перестройки. А это очень ответственно и непросто». Гражданскую позицию «Городских известий» уважительно отмечали вскоре даже «Известия» всесоюзные. На снимке на первой полосе 22 августа малыш словно заявляет: «Хочу жить в свободном мире». И обращение редколлегии к читателям: «На второй день путча, когда все газеты (и областные тоже) были наводнены сообщениями и перечнями деяний путчистов, мы их н е  з а м е т и л и. …Не посчитали нужным тиражировать указы самозванцев». А еще поместили материал Василия Воробьева «Из Курска в Турку и обратно» о международной велогонке. Ида Татарская поделилась впечатлениями от спектакля, Людмила Кутыкина – о новоселье Дворца пионеров, «городские известинцы» поздравили с днем рождения поэта-земляка Николая Корнеева.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...