Курск 30 лет назад
Свежий номер: 2 мая 2024 (4972)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Говоря про «лихие 90-е», кто-то вспомнит первые видеомагнитофоны или недобрым словом  – финансовые пирамиды. Десятилетия спустя какие-то моменты постсоветского прошлого кажутся наивными, другие до сих пор ввергают в ужас. Наш корреспондент Яков БОНДАРЕВ предлагает перенестись в 1993 год, чтобы узнать, чем тогда жили куряне.

Песня года. В начале января куряне впервые не увидели любимую передачу «Песня года». Многочасовая запись фестиваля радовала уже не одно поколение меломанов. Лишь под Старый новый год 12 января прошел часовой концерт, что было явно недостаточно по сравнению с прошлыми выпусками. Со сцены звучали «Скажи мне, вишня» Филиппа Киркорова, «Казанова» Валерия Леонтьева, «Желтый чемоданчик» Наташи Королевой, а строчку из песни Игоря Николаева «Поздравляю и счастья тебе желаю» напевала вся страна. Припев «Восток – дело тонкое, Петруха» повторяли за Аркадием Укупником. Народ с удовольствием слушал популярную эстрадную музыку, изучал рэп, молодежь одновременно увлекалась роком. Ставший запретным сладким плодом в советское время, рок самых разных стилей привлекал к себе миллионы молодых людей СССР. Казалось, что после отмены всех ограничений и свободы слова это будет самый главный молодежный жанр в России. Однако спустя десятилетие лишенный протестной силы русский рок стал лишь одним из многих музыкальных любимцев широкой публики. В 1993 году на концерт таких популярных исполнителей как Татьяна Овсиенко, Андрей Державин и группа «На-На» можно было сходить за 300-600 рублей.

Новые деньги. Летом в связи с денежной реформой изымались из обращения по всей стране денежные купюры, напечатанные до 1993 года. Произошло это в самый неудобный для граждан момент: в период летних отпусков. Было объявлено, что «с нуля часов 26 июля 1993 года государственные казначейские билеты СССР образца 1961 года достоинством один, три, пять рублей, билеты Государственного банка СССР образца 1961-1992 годов достоинством один, три, пять, десять, 25, 50, 100, 200, 500, 1000 рублей и банкноты Банка России образца 1992 года достоинством 5000 и 10000 рублей не подлежат приему ни в каком виде платежей и переводу на всей территории Российской Федерации. В наличном денежном обороте на территории Российской Федерации остаются банкноты Банка России образца 1993 года достоинством 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 рублей и металлическая монета СССР и Банка России образца 1961 и последующих годов». На новых деньгах можно было увидеть одну из башен Кремля и непропорционально огромный развивающийся трехцветный российский флаг над Сенатским дворцом. В Курске, как и по всей стране, образовались гигантские очереди в банк для сдачи старых дензнаков.

Приватизация. Вообще все это время проходило под лозунгом программы приватизации, который очень удачно характеризовал действия самых предусмотрительных и расторопных граждан: «Потенциал, созданный поколениями, – в Ваших руках!». К концу 1993 года было принято более 1100 заявок на покупку в частные руки местных предприятий и организаций. Потом количество сделок сократилось в разы. Более половины курских предприятий перешли первоначально в руки их работников. Далее акции выкупались крупными бизнесменами. Курская область заработала на приватизации более миллиарда рублей.
Чтобы получить максимум выгоды, особо ретивые дельцы прибегали к финансовым пирамидам и другим ухищрениям. В газетах публиковали сообщения неизвестного гения, рассылавшего за 50 рублей десяток страничек текста с описанием способов заработка в свободное от основной работы время. У магазина на улице Менделеева продажа лотерейных билетов внезапно прекратилась. Оказалось, что продавщица подменила курянке выигрышный билет на 1 млн рублей обычным. Так и жили.

Продуктовый дефицит. Пока шли баталии за новую Конституцию и власть в стране, куряне страдали от дефицита сахара в магазинах. Этот продукт стал ценным и редким ресурсом. Средняя цена на килограмм составляла 785 рублей. Можно было купить, продать или обменять вещи на сахар, подав объявление в местную газету. Привело в уныние курян и то, что осенью 1993 года талоны на сладкий продукт были отменены. Если раньше цены на сахар жестко регулировало государство, то теперь все зависело от рентабельности, спроса и предложения. Заводы сами определяли стоимость.
Говяжьи сосиски по низкой цене в магазине «Мясо – колбасы» на улице Серегина спровоцировали покупателей на взятие торговой точки штурмом. Вся продукция была меньше по цене, чем в других магазинах, на 500 и более рублей. Вызвали милицию, но никто так и не приехал. Сломанные весы остались напоминать о штурме, но зато сосисками все-таки затарились все, кто с таким напором прорывался в магазин.
Дефицит рыбы на прилавках усиливался. Богатое в советское время рыбное хозяйство Курской области продавало магазинам продукцию себе в убыток. Из-за этого для покупок чаще всего были доступны только селедка, минтай и скумбрия. К Новому году 1993-го руководство «Курскрыбы» надеялось на прибытие вагонов из Владивостока с навагой, камбалой. К празднику для курян готовились рулеты, филе и различные копчености.
Рыночная эпоха сильно ударила по ценам на торговых рядах всех городов России. Исключением не стал и Курск. Один десяток яиц на Северном рынке стоил 120 рублей, килограмм апельсинов – 300, мандаринов – 250, копченой колбасы «Московской» – 526, сливочного масла – 800, говядины – 480, свинины – 350, а стоимость гуся достигла отметки в 1200 рублей. Цены на Центральном рынке почти по всем пунктам были чуть выше.

Компьютеризация. Настоящих персональных компьютеров еще не было в каждом доме, но куряне уже знали, что такое приставки для видеоигр. Они продавались на рынке по гибкой цене вместе с картриджами. Страховое общество «Защита» и «Курская правда» устраивали конкурс для подписчиков. Главный приз – бутылку «Советского шампанского» и импортный калькулятор – выиграл 24-летний Владимир Рябитченко. Начиналось повальное увлечение зарубежной цифровой техникой. Первые компьютеры и приставки брали с рук или на рынках города. До открытия специализированных магазинов оставалось еще лет десять. А вот первые провайдеры интернета появились в Курске как раз в 1993 году.

Экстрасенсы гипнотизируют население. 1 декабря 1993 года в Доме культуры «Курскрезинотехники» начинался суперкурс по магии и экстрасенсорному целительству. Участникам обещали раскрыть тайное учение Христа (чтобы это незначило), научить магии древних тольтеков, рассказать про волшебные методы лечения. По итогам куряне получали диплом, а лучшие могли стать адептами движения. Приехавшая в Курск директор организации говорила, что «все занятия ученики усваивают в измененном состоянии сознания. Материал воспринимается стопроцентно». Секты уже не стеснялись набирать учеников открыто. Впрочем, не все случаи втягивания в сомнительные учения проходили так радужно. Курянка по имени Марина заинтересовалась лекциями университета ведической культуры. На первых занятиях ей настолько все понравилось, что в числе других юных девушек она получила приглашение на учебу в Москву. Попав в кочующую по квартирам общину, Марина однажды подслушала разговор преданных адептов, в котором они обсуждали дальнейшую переправку девушки в Турцию и ее продажу. Курянка подгадала удобный момент и, сделав из постельного белья веревки, выбралась из окна, но упала и сломала ноги. В одной из больниц ее нашла мама. Колдунья Инна Булатова призывала курян приходить на курсы по белому колдовству в Доме культуры железнодорожников. Всего за 15500 рублей было обещано научить магическому искусству с гарантией качества. Экзорцист и экстрасенс Осташевская в сентябре уверяла, что избавит с помощью магии от шлаков, лишнего веса, стрессов и даже выведет (!) из организма почечные камни, отказывая лишь в лечении венерических заболеваний. Некий Владимир Невский предлагал курянам десятидневный семинар, после которого пришедшие развивали экстрасенсорные способности, обучались методам внушения на других и гармонизировали свою карму. В городе появлялись специалисты, не только умеющие лечить гипнозом. Кто-то научился избавлять от недугов даже по фотографии. Как писали сами дистанционные лекари, «оплата по договоренности, зависит от сложности».

Челноки. С открытием границ и началом массовой торговли не мог не возникнуть тип самозанятого человека с китайскими баулами наперевес. Обычный путь челнока вел через Украину в Польшу, через Грузию – в Турцию, а на Дальнем Востоке наблюдался настоящий бум мелкой торговли. Китайские товары и раньше продавались в курских магазинах, но никогда еще их не было так много, как в 1993-м. Путешествия челночников не всегда были простыми. Человек с товаром или деньгами автоматически становился целью для злоумышленников. В 1993 году за границей при различных обстоятельствах лишились жизни шестеро челночников из Курска. Торговля становилась рискованным делом. В этом же году состоялось заседание курских бизнесменов и внезапно в начале мероприятия деловые люди растерялись, как обращаться друг к другу и к залу. «Товарищи» – очень по старорежимному, «господа» – непривычно. В итоге сошлись на демократическо-канцелярском варианте – «коллеги».

Аномалии атакуют. В конце 1980-х интерес людей к мистике и аномальным явлением стал обычным делом. Та же тенденция продолжилась и в 1993 году. Одним летним днем курянин Николай Пахомов, идя по улице Перекальского, случайно заметил в пасмурном небе летательный аппарат со светящимися лопастями. Загадочный неопознанный объект летел без звука в сторону улицы Союзной. К сожалению, никаких доказательств, кроме словесных, у очевидца не осталось. Группа по изучению аномальных явлений «Визит» из Курска ездила по районам в поисках следов внеземных цивилизаций или потусторонних сил, а в описываемом году провели ночь на чердаке дома в Обоянском районе, общаясь с полтергейстом. В январе 1993-го железногорец по фамилии Слепцов в лесу увидел странное существо человекообразного вида, похожее на обезьяну с рыжеватой шерстью, высотой в два метра. Железногорец мгновенно опознал зверя как снежного человека, но существо стремительно укрылось в чаще леса от глаз местного любителя криптозоологии.

Кражи и перестрелки. После распада СССР рекордное количество разбойных нападений пришлось на 1993 год. Подростковая преступность 30 лет назад выросла на 44%. Молодой человек из Харькова занимался систематическим воровством бензина с автозаправки в Пристенском районе. Когда это стало известно сотрудникам уголовного розыска, решено было поймать предприимчивого гостя с поличным. Но преступник оказал сопротивление и был застрелен. В Касторенском районе воры, вооруженные автоматами Калашникова, ворвались на территорию летнего лагеря «Жерновецкое», заперли сторожей и, проникнув в загоны для скота, застрелили корову и спешно погрузили ее на машину. В августе 1993 года произошла крупная кража из кафе «Куряночка». Злоумышленники глубокой ночью вынесли продуктов питания на 148 тысяч рублей. В центре Курска неизвестные в масках ворвались в квартиру одного из первых курских миллионеров, связали его и жену и прихватили с собой 1,5 млн рублей, 400 долларов, 50 немецких марок и ювелирные украшения. У турецкой строительной фирмы украли геодезический прибор за 15 тысяч долларов. Не найдя похищенному применения, злоумышленники написали письмо сотруднику фирмы с требованием выкупа аппаратуры за 1200 долларов. Сделка на Центральном рынке Курска пошла не по плану и четверо преступников были пойманы на глазах у ошарашенных покупателей. Летним вечером неподалеку от фармучилища на улице Карла Маркса двое преступников, угрожая ножом автовладельцу «копейки» (ВАЗ-2101), потребовали у него покинуть машину. Водитель остался жив, но стал пешеходом. В начале 1990-х владельцы шапок из натурального меха могли встретиться с вором, который одним рывком снимал головной убор и бежал в ближайший переулок. Случалось это практически во всех районах города.

Кинотеатры. В Курске продолжался расцвет видеосалонов. Можно было раскошелиться и на собственный видеомагнитофон Toshiba. Но такая возможность была не у всех. Обычно шли к знакомым, чтобы посмотреть голливудский блокбастер. Кино, транслируемое по телевизору, не всегда было новым и обычно прерывалось рекламой. Плюс ко всему фильмы, заявленные в программе передач, просто не показывали или заменяли другими. Так, 17 августа 1993 года жители Курска приготовились к просмотру «Парка юрского периода» Спилберга, а получили совсем другой фильм, причем старый. Кинотеатры функционировали, как и прежде, но конкуренция вынуждала делать специальные сеансы взрослого кино, на которые все равно прорывались дети. В 1993 году вырос ценник. Средняя стоимость посещения кинотеатра составляла 100-120 рублей, за премьерные показы – в два раза больше. Дети проходили по льготным ценам примерно в 10 рублей. По городу открывались магазины кассет на любой вкус. Часто фильмы копировали на болванки за 2300 рублей и затем продавали.

Подводный «Курск». В апреле 1993 года подводному атомному крейсеру под номером 662 было присвоено имя нашего города. До того момента в советском флоте насчитывалось три корабля, названных в честь Курска. Но в этом случае появилась первая подводная лодка с таким именем. В 2000 году лодка затонула со всем экипажем в 118 человек в Баренцевом море. Обстоятельства и причины гибели тезки города до сих пор остаются предметом споров.

Маньяк с Парковой. Неизвестный мужчина нападал с ножом на припозднившихся курянок. Одна из жертв получила удар ножом по горлу и, к счастью, выжила, в подробностях описав преступника. Через некоторое время подонок напал на женщину в районе улицы Энергетиков. Через считанные дни на улице Серегина тот же преступник приставал к очередной жертве. Как и во всех случаях, получив резкий отказ, он попытался напасть, но каким-то образом женщина выхватила нож за лезвие и лишила маньяка орудия убийства. По городу появились ориентировки на молодого мужчину с усиками, в темной куртке, волосами, зачесанными назад, и ростом не выше 173 сантиметров. Через некоторое время преступника поймали. Это был не первый, и, к сожалению, не последний серийный маньяк в истории Курска.

Демография. Отрицательный баланс в численности новых горожан стал наблюдаться еще в советское время, но не в таких катастрофических цифрах. В 1960 году население центрального Черноземья не достигло довоенной планки.  В 1992-м в Курской области родились 13032 курянина, но уровень смертности превысил это число: 19669 человек. Основной демографический удар пришелся на деревню. Там депопуляция стала бить рекорды. Одни жители уезжали в города, другие умирали от старости, а третьи погибали от злоупотребления алкоголем. Уровень рождаемости последнего советского 1990 года выправится только в 2012 году, а смертность стала еще выше к 2003-му.  В 1993 году группа курских пенсионеров отправила коллективное письмо в Москву с просьбой найти проект крематория и утвердить его строительство в Курской области. Свое ходатайство они объясняли тем, что погребальные услуги в регионе стали крайне дорогими. Для обычных похорон нужна была сумма в 50-60 тысяч рублей.
И без того мрачные новости о падении рождаемости дополняла информация о торговле детьми прямо на одном из  рынков. Газеты сообщали, что трехлетний ребенок был продан за 10 тысяч рублей, а восьмимесячный малыш – за 35 тысяч. Преступным мотивом было отнюдь не бедственное положение матери-продавца, а маргинальный образ жизни с постоянными попойками.
Число рожениц среди несовершеннолетних также выросло. В 1992 году более 500 детей пришлось именно на эту категорию курянок.

Секонд-хэнд. Через вторые руки килограммами продавались б/у куртки, футболки, джинсы, кофты и многое другое. Летом 1993 года в Доме культуры КЗТЗ открылась долгожданная ярмарка одежды из США. По крайней мере, так заявляли организаторы. Но внимательные куряне в кучах поношенной одежды находили больше всего нарядов с бирками Китая и Югославии.

Подростковый бизнес. Курские подростки активно осваивали азы предпринимательства. Они начали мыть машины. Мальчишки 10-12 лет выходили на дело со щетками и ведрами с горячей водой. Как правило, выбирали из автомобильного потока иномарки – так выше шанс, что владелец заплатит за работу. Но фиксированной таксы маленькие бизнесмены не имели. Как договорятся, за столько и помоют.

Официальные католики. Впервые за многие десятилетия в Курске в 1993 году была официально зарегистрирована Курская римско-католическая община. Ее численность была небольшой – 40 человек. Храм Успения Пресвятой Богородицы снова перешел к курским католикам через 4 года после регистрации общины, уже в 1997 году.

Ресторанные цены. В 1993 году ресторан «Орбита» завлекал курян, как бы сейчас сказали, бизнес-ланчем из закусок, первого, второго и чашки кофе за 995 рублей. Низкая цена обеда для такого заведения в эту эпоху. Объяснялось все покупкой ресторана птицефабрикой «Курская» и прямыми поставками мясных деликатесов в заведение. Новогодний столик на двоих в ресторане «Курск» можно было забронировать за 20 тысяч рублей. В другом гостиничном ресторане «Октябрьский» ценник был в два раза меньше. В ресторане «Русь» в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января проходил бал. Цена вопроса 12 тысяч рублей с гостя. За столик на четверых в загородном ресторане «Соловьиная роща» нужно было отдать 55 тысяч рублей. Ресторан на улице Союзной «Околица» принимал гостя за 10 тысяч. А вот ресторан «Полет» в новогоднюю ночь посетителей не принимал, но зато там можно было отужинать всего за 3-5 тысяч рублей. Обычный набор праздничного меню ресторанов включал 10-15 различных закусок, шампанское с другими крепкими напитками.

Казино. Зимой 1993 года распахнуло свои двери первое в нашем городе казино. В гостинице «Курск», заплатив за вход 5 тысяч рублей, можно было поставить все и уйти ни с чем. Месту придавали ореол культурного досуга богатых и солидных курян. Дебоширов выгоняли за пределы заведения охранники. Гостиница открыла вакансии для молодых людей на ставку крупье. На рулетку требовались парни, а работать за карточными столом должны были девушки. Требование безукоризненной пунктуальности дополнялось ночным графиком и обязательным отсутствием наколок на руках.

Батончики. Советская кондитерская промышленность не имела конкурентов на своей территории. Но все кардинально изменилось, когда границы открылись для зарубежных компаний. На прилавках появилось множество батончиков в разных обертках, с нугой и с орехами, кокосовой стружкой и молочным шоколадом и другие. Курская кондитерская фабрика пыталась противостоять иностранным брендам. Изготавливались батончики с яркими упаковками, а надписи целенаправленно делались на английском языке. Всего курских батончиков в 1993 году было три вида: с молочной начинкой, шоколадной и ликером.

Финансовая пирамида. Хопер-Инвест только начала набирать обороты. Тысячи людей приносили свои сбережения, чтобы получить с них повышенный процент. В офисе компании на улице Литовской заявляли, что, вложив свои средства, партнер уже через год получит прибавку к этой сумме в размере 410%, а через три года будут уже фантастические 7400%. Многие поверили схеме отъема денег у населения. В других странах финансовые пирамиды появились еще раньше, наделали бед и в результате были запрещены. У нас же в стране все только начиналось. Еще до наступления 1995 года Хопер-Инвест перестали платить деньги вкладчикам. Долг перед обманутыми клиентами составил более 500 млрд рублей. Основатели компании Лев Константинов и Тагир Абазов скрылись в Израиле. Совладелица бизнеса своего сына Лия Константинова была  приговорена к 8 годам колонии общего режима, но освобождена в зале суда из-за болезни и уехала к сыну в Израиль, где умерла через три года от рака груди. Лев Константинов прогорел в бизнесе и работал охранником в отеле.

Фото с vk.com/clubfotohistorykursk, yaplakal.com, monetnik.ru.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ