Хранители детских душ
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


– именно так называет учителей победительница городского (а также призер областного) конкурса профессионального педагогического мастерства «Учитель года–2013» Эмилия Викторовна Пилипчук, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №4».    
Она любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента «ГИ»

— Почему вы выбрали профессию учителя?
— Я себя, в принципе, в другой профессии и не представляла. С 4-го класса была пионервожатой, потом работала в школьном лагере, где у меня были подшефные ребята. И постепенно начала работать именно с учениками начальных классов, так как мне нравится общаться с этой категорией детей.
Окончив наш педагогический институт, я пришла на работу в четвертую гимназию. Класс мне достался непростой. Детям не хватало внимания родителей, в котором они так нуждались. И вот с этими моими первыми 17 детишками в течение трех лет мы постигали азы школьной жизни.
— Коллеги по работе вас поддерживали?
— Да! Когда я пришла работать, шефство надо мной взяла завуч начальных классов Валентина Александровна Бесчастных. Она помогала мне составлять планы уроков, проверять тетради и вообще во всем. Я очень благодарна моему наставнику.
— Вы можете вспомнить свой самый первый день в качестве учителя?
— Это было 31 августа 1993 года. В этот день состоялось родительское собрание: мамы и папы знакомились с учителем, который будет вести уроки у их детей. Следующий день, 1 сентября, был дождливый и пасмурный, линейка проходила в спортивном зале. Дети встретили очень хорошо: я у них была первой учительницей, а они — моими первыми учениками.
— Как вы попали на конкурс? Стала ли для вас неожиданностью победа?
— Обычно в школах принимать участие в конкурсах советует администрация учреждения. У нас такого нет. Преподаватели сами принимают решение. Так как опыт работы у меня уже большой, я решила попробовать свои силы. Ведь это возможность проявить себя. Тем более что наш дружный коллектив меня всячески поддерживал. Стала ли для меня неожиданностью победа? Да, приятной неожиданностью.
— Соперников не боялись?
— Соперники были сильные. На городском конкурсе, начиная с первого тура, фавориты постоянно менялись. Сначала я была третьей. Вместе со мной тройку возглавляли учителя из 18-й и 7-й школ. После второго тура я вышла вперед. Такая же борьба была и на областном конкурсе, ведь в районах учителя очень сильные. Это только говорят, что уровень образования в области ниже. Конкурс — это новые горизонты, где можно найти себя. Это возможность для учителей пообщаться друг с другом, завести новые знакомства, ведь мы порой заперты в четырех стенах кабинета.
— А своего первого учителя вы помните?
— Конечно, помню. Моей первой учительницей была Наталья Егоровна Дорохина. Она всю свою жизнь, насколько я помню, проработала в школе № 46. Этот человек сыграл большую роль в моем решении стать учителем начальных классов.
— Отличаются ли современные дети от тех, кого приходилось учить в 90-х? Не уменьшилась ли тяга к знаниям?
— Дети, безусловно, изменились. Но тяга к знаниям не уменьшилась. Просто им нужно помочь добывать знания. Надо сказать, что они с большим интересом «докапываются» до всего самостоятельно.
— Сталкивались ли вы с детской агрессией, провокациями, угрозами? Изменилось ли отношение родителей к учителям?
— Слава Богу, нет. Может, меня судьба оберегает от встреч с такими детьми и родителями. Стены этой школы, родительская работа, воспитание дают свои плоды. У нас хорошие дети.
— Профессия учителя, по-вашему, требует повышенной ответственности?
— В принципе, да. Ведь мы, учителя, охраняем души детей, стараемся воспитать в них личность, не дать замкнуться. Главное, чтобы ребенок вырос и остался человеком. И оценки по предметам тут не играют никакой роли.
— А что самое трудное?
— Можно, конечно, рассказать о множестве тетрадей, бесконечных конспектах уроков. Но это не трудности. Самое главное, чтобы в учителе не погасла искра, не исчезало желание не просто давать знания детям, но и быть для них старшим другом и добрым наставником во всем. А это разные понятия: человек, дающий знания, и учитель.
— Ваше отношение к тестовой системе оценки знаний и к ЕГЭ? Не начнут ли дети думать по шаблону?
— С этой точкой зрения согласна. Дети начинают мыслить однобоко, ищут только один верный вариант из предложенных. Но убрать тестовую систему из нашей жизни тоже нельзя. У нее есть «плюсы» и «минусы». В начальной школе тесты вводятся для того, чтобы подготовить детей к дальнейшим подобным испытаниям в будущем. Но полностью переходить на тестовую систему, по-моему, неправильно, так как дети любят фантазировать, и если их загонять в рамки тестов, то воображение у них развиваться не будет. Станет меньше писателей-фантастов, режиссеров, драматургов. Тестовая система мешает общению людей как устному, так и письменному: даже электронное письмо тоже надо уметь послать.
— Расскажите о ваших литературных предпочтениях. На каких книгах растут ваши дети?
— Если говорить о классике, то мне близок Лев Толстой. Если брать современную литературу, очень нравятся иронические детективы Татьяны Устиновой. Что касается детей, то тут спектр очень широкий: сейчас дочитываем книгу Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги». И Карлсон с нами был, и Том Сойер, и Винни-Пух, рассказы Драгунского, Носова. Также читаем русские народные сказки. Мы частые гости в областной детской библиотеке. Нас там очень любят. Ученики участвовали в создании книги памяти «Войны не видел я, но знаю…»: рассказывали о своих дедах и прадедах.
— Вы считаете себя строгим учителем?
— Может быть… Но не злым. Ученик должен знать, что есть нормы поведения, которые необходимо соблюдать. Иногда дети приносят в школу то, чего в ней быть не должно. В угол своих подопечных я тоже никогда не ставлю. Ведь это и стыдно, и неудобно. Предпочитаю беседовать с людьми. Достучаться можно до каждого.
— На детей кричать приходилось?
— Нет. Я всегда говорю тихо, если и повышаю голос, то это значит, что случилось нечто серьезное.
— Прижился ли в школе предмет ОПК (Основы православной культуры)? Родители не возражали?
— Этот предмет успешно преподается в нашей школе. Прежде чем вводить его, мы беседовали с родителями: хотят ли они, чтобы их дети посещали эти уроки. Предмет не является обязательным. Основы православной культуры — это не способ насаждения чужой для кого-то религии. Скорее, для расширения кругозора. Тем более для русской части населения, которая должна знать историю христианства.
— Активно обсуждается введение платного школьного образования. Это миф или реальность? Как обстоят дела в гимназии № 4?
— В нашей школе я ни о чем подобном не слышала. Я бюджетник и получаю зарплату из бюджета. Все спецкурсы, дополнительные уроки для родителей абсолютно бесплатны. В следующем учебном году, по крайней мере, подобные правила вводиться не будут.
— Кстати, о зарплате… Она вас устраивает?
— Да, я вполне довольна своей зарплатой. У меня есть оклад — фиксированное количество часов. Помимо этого существует стимулирующая зарплата. Это деньги, которые я могу заработать. Надбавки начисляются за проведение мероприятий, открытых уроков, за выпущенные в свет печатные работы. Эти надбавки распределяются специальной комиссией каждый месяц.
— Если не секрет, сколько?
— Со всеми надбавками, за участие в конкурсе, за март, например, получилось около 40000 рублей. А без надбавок — 15700.
— Вы никогда не жалели о выбранной профессии?
— Нет. Иначе я бы не смогла работать в школе.
— Много приходит молодых специалистов?
— К сожалению, нет. Хотя спрос большой. Не идут, потому что сложно. Потому что нужно нести ответственность за детей. Необходимо находить общий язык с родителями. Да и зарплата, по мнению выпускников, не такая большая.
— Ваша главная мечта?
— Чтобы в нашу профессию приходили по призванию, а еще чтобы люди не забывали учителей. Чтобы для них учитель был человеком с большой буквы. Ведь раньше перед учителями снимали шляпу. Но я не призываю в наше время всех людей делать то же самое, просто учитель должен оставаться человеком уважаемым.
— Что вы можете пожелать нашим читателям?
— Спасибо за беседу. Хочу пожелать читателям, чтобы у них был всегда светлый ум, чтобы они могли видеть цель, к которой стремятся, и всегда добивались ее.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...