Поселение «гонявших» почту
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Как бы удивились курские ямщики конца XVIII века, узнав, что всего лет через семьдесят (в 1868 году начала работать Московско-Курская железная дорога) до столицы можно будет добраться всего за несколько часов, а позднее (уже в наши времена) письмо по интернету дойдет куда угодно за секунды…
    
А в старые времена….
Название «Ямская слобода» можно встретить во многих старых городах России. Так назывались пригороды, заселенные ямщиками, возившими («гонявшими», как тогда говорили) почту. В Курске Ямская слобода существовала уже в первой четверти XVII века, до 1627 года она называлась Ерской (от тюркского слова «ерик» — небольшой ручей, которых здесь было много), а после 1629 года стала называться Емской, или Ямской.
Ямщики относились к особой группе государственных крестьян, которые не платили подушную подать, но отбывали тяжелую натуральную повинность: обслуживали государственные почтовые станции — ямы; отсюда и другой вариант названия слободы. Они обязаны были содержать почтовых лошадей, за что освобождались от других повинностей.
Долгое время существовал следующий порядок отбывания «ямской гоньбы». Все дворы разбивались на группы — выти. В каждой было по 4 двора и не менее 28 душ мужского пола. Они обязывались содержать «для гоньбы» по 3 лошади. За эту службу получали вознаграждение в виде распашной земли, сенокоса, леса и, кроме того, за каждую езду — прогонные деньги.
В 1784 году в Ямской было 1068 душ мужского пола, ямщикам принадлежало 1406 десятин земли, главным образом сенокоса, а в 90-х годах XVIII века — уже 124 ямщика с 1630 десятинами земли.
«В оной слободе… ямщики состоят на положении казенном и промышляют хлебопашеством, а большею частью извозами в разные российские города и за границы, в другие государства. А сверх того имеют торги хлебною ссыпкою и разными мелочными товарами, а другие упражняются в рукоделии, как то: портные, сапожники, плотники и кузнецы. Из оных ямщиков отменно зажиточных немного, а другие живут средственно».
Сведения о слободе Ямской есть также в «Дневной записке пешеходца Саратовского церковника в 1787 г.». Этот церковник — Герасим Алексеевич Скопин — пишет: «Пришел я в Курск, прежде в Ямскую слободу, которая называется 5-я часть города; выстроена по форме изрядно, есть и каменное строение. Перешед реку Тускарь, я пришел в самый город». Переход этот был в день приезда в Курск с юга императрицы Екатерины II.
Легенда гласит, что, когда императрица уезжала из Курска через Ямскую слободу, ямщики выпрягли коней и на себе везли ее по шляху верст десять. Якобы довезли они ее до самого конца леса Бугор. Согласно этой легенде, императрица щедро наградила ямщиков: она прислала им жалованную грамоту на землю и лес по обе стороны шляха, расстоянием от слободы Ямской верст на десять, то есть до того места, докуда ее якобы довезли… На самом же деле через Ямскую императрица не проезжала. Кортеж ее проследовал по улицам Херсонской (Дзержинского) и Московской (Ленина), откуда двинулся на Орел.
Если судить по плану Курска 1782 года, представленному в одном из залов Курского краеведческого музея, тогда слобода представляла собой небольшой поселок, сконцентрированный вокруг церкви. Здесь же были базар и постоялые дворы. Кладбище сначала располагалось возле прежней церкви, где затем стояла часовня, потом его перенесли на окраину слободы.
С одной стороны Ямской слободы простиралось большое поле (в направлении Мурыновки), а с другой — леса, топи и болота. Река Тускарь была значительно шире нынешней, рядом с нею со стороны слободы простиралось большое и глубокое озеро, где ямщики купали лошадей и ловили рыбу сетями. С исчезновением по берегам лесов стали убывать и воды Тускари. Река обмелела и сильно высохла.
С увеличением населения границы слобод расширялись. Это отражено на плане Ямской, относящемся к 30-м годам XIX столетия. С тех пор прибавились новые улицы и целые районы, например, Мурыновка, а также вся местность от улиц Крестовки (современная Театральная) и Широкой бахчи (часть современной Октябрьской). С проведением железной дороги появились улицы Узкая бахча, Цыганская (ныне часть современной улицы ВЧК), Шоссейная (ныне улица Интернациональная). В те времена места эти были глухи и отдаленны, а кладбище являлось местом совершения грабежей…
По материалам Ирины НОВИКОВОЙ. (Сайт «Курск дореволюционный»)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...