Эта война (военный конфликт) до сих пор оценивается по-разному. Советские солдаты и офицеры просто честно выполняли там свой воинский долг...
Мой собеседник — Юрий БУДКОВ, подполковник МВД в отставке, директор курского филиала Современной гуманитарной академии. Он был направлен в Афганистан в самый разгар боевых действий (кстати, одним из первых советских милиционеров).
– Первый раз в Республику Афганистан я поехал в конце августа 1980 года, – рассказывает Юрий Иванович. – Собрали нас троих из УВД Курской области: майор Анатолий Русанов, майор Олег Сазонов и я. Приехали в Москву, откуда после соответствующей подготовки – в Ташкент, потом в Афганистан. При подготовке знакомили с бытом страны, условиями и традициями, как надо себя вести. Мы были первыми офицерами милиции, которых из СССР направили в Афганистан.
Из Кабула я и мои товарищи разлетелись по провинциям и начали работать по организации царандоя — народной милиции Республики Афганистан. Основная цель создания этих подразделений – борьба с бандитизмом....
В 1981-м мы вернулись в Курск и продолжили службу в милиции. Но по решению руководства МВД СССР пришлось поехать туда еще раз — в качестве советников подразделений царандоя. У меня был батальон безопасности, с которым я охранял порядок на территории вокруг Кабула. Национальный состав моего подразделения: афганцы, один русский (ваш покорный слуга) и переводчик таджик. Занимались борьбой с бандформированиями.
На войне как на войне... Из курских милиционеров там погиб мой давний знакомый, подполковник Ваня Минаков. Я знал его еще с сержантов. Произошло это в местечке, которое среди русских называлось Теплый стан.
– Чем ваша работа в Афганистане отличалась от работы войсковых групп?
– Делали одно дело, но мы еще и обучали афганцев. Я распорядился поставить на территории нашей базы три палатки: в одной учили читать, в другой — считать, в третьей — писать. В батальоне не должно быть безграмотных бойцов. Конечно же, учили и военному делу: стрелять, минировать, разминировать...
Воевали во многих провинциях страны... В провинции Домиан видел статуи Будды, его жены и детей, высеченные в скале. Самая высокая — 53,35 метра. Их потом взорвали талибы. Когда стоишь рядом, трудно понять, как это смогли сделать. По афганской легенде в свое время на лицах каменных фигур были еще и соответствующих размеров золотые маски с крупными драгоценными камнями, но татаро-монголы их сорвали. Дальнейшая судьба реликвий неизвестна.
– Что за народ — афганцы? Как они относились к русским, которые одновременно и помогали и воевали там?
– Считаю, что в своем большинстве – народ очень хороший. Если к ним с добром, они ответят тем же. Помнят историю и в ней тех, кто помогал им в тяжелые времена. А шурави сделали для их страны много полезного. В качестве примера: в начале 60-х годов из Курска был направлен в Афганистан Михаил Малин, заместитель начальника областного управления хлебопродуктов. Он должен был построить в Кабуле мелькомбинат. Когда в 1963 году туда приехал Хрущев, король Афганистана попросил его оставить Малина еще на один срок. Дядя Миша построил там еще один мелькомбинат и элеватор. Все это до сих пор работает.
Еще с шестидесятых годов (и позднее) очень многие афганцы вполне сносно говорили по-русски. И не только те, кто учился в советских вузах. В СССР для этой страны готовили специалистов начиная с уровня квалифицированного рабочего. Скажем, газовики и дорожники — все нашей школы.
К русским отношение как было, так и осталось хорошим несмотря на войну. Шурави помнят добром. Это слышал и от тех наших с вами соотечественников, которые бывали в Афгане в последние годы. Есть, конечно, и те, кто относится к России негативно. Но как сказал один старожил: «В каком кишлаке ты видел, что там нет брехливой собаки?»
Там не стоило строить социализм, что мы активно пытались сделать. При родоплеменной структуре общества это полная утопия.
– Принято считать, что Афганистан — территория гор и пустырей.
– На мой взгляд, страна очень красивая. Кроме гор и пустынь, есть еще и субтропические районы, где в изобилии растут маслины, апельсины, мандарины... Там существует древняя система орошения и до сих пор есть такая должность как мираб. Это человек, который развозит воду по участкам... При нас мака не было, а сейчас только он и есть. И продают его за бесценок перекупщикам. Американцы пожинают то, чего добивались.
– Что морально поддерживало на чужбине?
– Наши советские артисты очень подбадривалим нас. Неоднократно видел и с удовольствием слушал там Иосифа Кобзона и Эдиту Пьеху. Наши артисты разъезжали по гарнизонам и очень воодушевляли нас. Встречался в ресторане с поэтом Евгением Евтушенко. Один их наших офицеров подарил ему синий берет, тельняшку и солдатские трусы. При этом добавил: «Если что, надевайте – и мы сразу возле вас» – Кстати, Пьеха отдельно встречалась с нашими женщинами, обещала поздравить их во время новогоднего (1984-й год) «Голубого огонька» и обещание свое сдержала.
– Традиционный в этой теме вопрос — о боевых наградах.
– Медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды. Мой отец сказал, что я его обогнал, хотя он прошел всю войну. Награды обмывали, как в России издавна положено, — через стакан водки. Афганцы, кстати, переняли у нас этот обычай.
– Как сложилась жизнь после Афганистана?
– Работаю директором Курского филиала Современной гуманитарной академии. Занимаюсь общественной деятельностью, возглавляю комиссию Общественной палаты по контролю за местами ограничения прав и свободы граждан. Считаю эту деятельность очень актуальной. В первую очередь – исполнение закона как со стороны систем МВД и УФСИН, так и с другой стороны. Скажем, подходит ко мне один осужденный и просит помочь. Он окончил ПТУ по специальности сантехник, но требуются сантехники-сварщики. По ведомственной инструкции получить еще одно образование в местах заключения не может. Хочет стать специалистом высокой квалификации, чтобы проще было устроиться на работу после освобождения. Мне пришлось вмешаться и вопрос решили... Часто приходится помогать предприятиям, которые действуют в местах заключения. В частности, много проблем с конкурсными закупками материалов. Женская колония в Локне шьет постельное белье, но закупить недорогой материал не может. Есть вопросы и к Министерству образования, поскольку многие заключенные хотят учиться...
Нечасто встретишь человека, обладающего такой цепкой памятью, как у Юрия Ивановича: имена, события, даты... Значительная часть беседы — воспоминания о старом Курске. Он учился в 4-й школе. Хорошо помнит город пятидесятых годов и с удовольствием делится воспоминаниями на эту тему. Подумалось, что надо бы привлечь Юрия Буткова к сотрудничеству в краеведческой рубрике «Сеймские берега». Ему, несомненно, есть что рассказать.
- Комментарии
Загрузка комментариев...