В инженеры я пошел бы, пусть меня научат…
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В инженеры я пошел бы, пусть меня научат…


Курскому политехническому институту – 50 лет. Кто-то поправит: не институту, а  университету, а точнее – Юго-Западному государственному университету (ЮЗГУ).    
Впрочем, для тех, кто поступал в «политех», он таковым и остался – содружеством профессиональных инженеров и инженеров будущих. В те времена ни юристов, ни экономистов в политехе не готовили.
Ваш покорный слуга поступил в политехнический институт  в 1966-м.  Это был особый год – средняя школа выдала «на гора» сразу два выпуска: на основе десяти и одиннадцати классов обучения. То есть, во всех  вузах страны – двойной конкурс. Для  моих сверстников, тех, кто учился в физико-математических классах или  побеждал в различных олимпиадах, мечта поступить, скажем, в МФТИ стала нереальной. Попытались (в том числе и я), но ничего не получилось – в Москве с иногородними абитуриентами разговор был коротким. Почти все тогда вернулись из столицы к родным пенатам и подали заявление в курский политех, рассчитывая попытать счастья в столице еще раз. Однако мало кто этой возможностью воспользовался: в Курске учили совсем не хуже, да и курс абитуриентов 1966 года оказался сильным, а компания студентов – интересной. В 1966-м сложился самый  серьезный конкурс за всю историю политеха, и выбирать было из кого.
Вступительные экзамены проходили в первом корпусе политеха, возведенном  незадолго до этого на улице Челюскинцев. В архитектурном плане – обычная типовая школа (внешне – вовсе не альмаматер), пропахшая свежей краской и вполне демократичная. Это, кстати, весьма успокаивало «абитуру»: ты снова попал в школьную атмосферу, а стало быть – ничего страшного.
Корпус №2, который расположился рядом, достраивали уже при нас – потом его еще долго именовали «новым». Традиционно месяц сентябрь мы  проводили в сельской местности, делая вид, что изо всех сил помогаем колхозникам и своим девчонкам… А летом – стройотряды. То есть, в возведении нового корпуса нас практически не задействовали.
В отличие от старого корпуса тут уже были не укрупненные школьные классы, а настоящие  институтские аудитории. Особенно необычной была та, что на первом этаже, она традиционным амфитеатром ниспадала к кафедре, отличаясь от прочих хорошей акустикой и  отсутствием школьных столов. Рядом, по другую сторону коридора, располагалась музыкальная комната, где репетировала студенческая самодеятельность. Нередко  звуки музыки забивали слова преподавателей, и последним приходилось вмешиваться. Кстати, в музыкальной комнате не только играли на инструментах, но еще и в преферанс  – это  искусство весьма ценилось среди многих студентов, если хотите – как показатель интеллекта.
Там же, в подвале «нового», располагалась столовая, где всего за 20 копеек можно было отобедать котлетой с гречкой и компотом. Признаюсь: пишу, а у самого слюнки текут.
Но вернемся к музыке. В конце шестидесятых годов в Курске были необычайно популярны межвузовские  конкурсы песни. Залы  (как правило, в Доме офицеров) были забиты до отказа, ведущих исполнителей знал весь Курск. Достаточно вспомнить Володю Бондарева, автора и исполнителя  многих песен, прекрасного музыканта… Кстати, правило о приоритете  студентов-музыкантов и спортсменов действовало тогда вовсю, и горе тому, кто этими талантами не обладал.
Старшекурсников мы долго воспринимали как старослужащих в армии.  Они относились к учебе весьма серьезно, чем отличались от многих из нас, пытавшихся, как сегодня говорят,  «играть на классе». Но позже именно наш курс (третий набор) занял ведущее положение в спорте, самодеятельности, в КВН, да и в учебе тоже. На мой взгляд, именно по 1966 году прошла невидимая черта, в чем-то разделившая два поколения студентов.
Обучали нас хорошо. Помню старых преподавателей, которые пытались донести до нас  еще классически добротный  подход к предметам. Благодаря этой школе,  уже работая на машиностроительном заводе в поселке Пены, я преподавал (без отрыва от основного производства) в заочном техникуме теорию машин и механизмов, сопромат, детали машин, подъемные машины и механизмы, начертательную геометрию и много чего еще. Кстати, именно тогда многое «допонял» в этих предметах и стал инженером по-настоящему. Да и можно ли в принципе стать даже посредственным инженером, не побывав в шкуре конструктора, мастера, начальника цеха (мой случай) или технолога? Запись в дипломе  это одно, а профессия – другое. С гордостью сообщаю, что на моем боевом счету 12 авторских свидетельств. Одним словом – механики мы, хотя и занимаемся журналистикой.
А знаете, чем настоящий инженер отличается от едва ли не всех остальных профессий? На мой взгляд, это уважительное и доверительное отношение к профессиям и ремеслам, которыми ты не владеешь.  Памятуя о названии и сути одной из знаменитых книг Станислава Лема  «Сумма технологий»,  можно сказать, что инженер  это и есть та самая сумма, которая по ходу его жизни или растет, или уменьшается, даже если вы далеки от своего первоначального ремесла. Во всяком случае, нас так учили.
И еще. Будущее как раз за инженерами, как бы не пытались те, кто не изучал сопромата, настаивать на своем…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...