Какое будущее у нашего образования?
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Какое будущее у нашего образования?


Реформа российского образования продолжается. Отношение к ней порой полярное. Чего нам ждать, куда двигаться и стоит ли бить тревогу? Об этом  наш корреспондент рассуждал с кандидатом педагогических наук, доцентом КГУ Ириной БЛАГИРЕВОЙ.    
– Ирина Яковлевна, по вашему мнению, есть ли у России  шанс вернуть  статус державы с сильным, конкурентоспособным, качественным образованием?
– Образование в нашей стране – дело всенародное. С самого начала оно ориентировалось на народ, подпитываясь его идеями, на традиции и лучших представителей. И даже на сломе эпох, в «нулевые»,  оно, на мой взгляд, выжило благодаря свойственному россиянам устойчивому убеждению в ценности образования, в его особой роли для достойной жизни. Пока жив народ – есть и надежда на возрождение образования.
Ближе к концу «нулевых» у нас начались активные дискуссии. Осмысление проблем завершилось принятием ряда основополагающих документов утверждены новые школьные и вузовские стандарты. В регионах в результате реализации ряда федеральных проектов («Образование», «Наша новая школа» и другие) и областных программ развития успешно решаются застарелые проблемы. Это и строительство, и оснащение новым оборудованием, и модернизация, и информатизация, немаловажный аспект – социальная и материальная поддержка работников образования. Мое мнение,  основанное на двадцатилетней практике работы в системе образования, – мы движемся в правильном направлении! Мне близка позиция известного педагога-новатора Шалвы Амонашвили о необходимости веры в безграничность возможностей ребенка. Я отношу это и к формирующемуся новому образованию.
– Вы отметили успехи, но многие родители и даже педагоги настроены пессимистично.
– Мы все как обыватели ратуем за качество образования. Но ответственность за это качество  всецело переадресуем государству и уполномоченным структурам. Пока мы сами не возьмем на себя ответственность, а будем перекладывать ее на чиновников, ничего не изменится. Череду инновационной незавершенки  и рост бюрократизации в образовании мы наблюдаем уже на протяжении многих лет.
– Разве у людей имеются рычаги влияния на ситуацию?
– Рядовые граждане  вполне могут участвовать в образовательной политике. Вы сейчас удивитесь простоте  и доступности идеи. Нам сегодня как никогда нужен такой заказчик образования, который понимает, зачем он учится и чего хочет. Нужен обучающийся, способный осмысленно входить в образовательную среду  и полноценно использовать ее ресурсы, давать обратную связь об удовлетворенных и неудовлетворенных потребностях. Нужно просто сделать усилие и задать себе несколько вопросов: чего я хочу от жизни? Какие имеются варианты, чтобы этого добиться? Что я должен для этого сделать сам? Кто мне может помочь в реализации намеченного?
– Вы полагаете, что найти ответы на эти вопросы так просто?
– Любому человеку (и не только молодому) нужно ставить их перед собой. Опыт многих успешных людей показывает, что движение к «вершинам и горизонтам» начиналось с этих вопросов. Кроме того, в процессе поиска ответов современный житель Курска отнюдь не одинок, у него есть возможность обратиться к специалистам. Ну, например, при выборе профессии или решении сменить вид деятельности в университетах на факультетах довузовской подготовки можно пройти бесплатное тестирование. В нашем городе есть несколько психологических центров, где можно получить помощь и профессиональную поддержку. Я рада, что жителям Курска уже есть из чего выбирать.
По результатам международных исследований российские школьники демонстрируют относительную успешность в легких заданиях и резко проваливают трудные. Получается, что мы  работаем на середнячка и с детских лет закладываем «код неуспешности». Если же люди будут осознанно стремиться к большему, они будут активнее откликаться на новые образовательные продукты, услуги и предложения. Они будут подпитывать их большую вариативность и качество. И все мы вместе от этого только выиграем.
– Но сейчас результаты ЕГЭ всецело  определяют судьбу школьника, который в итоге продолжит образование там, куда хватит баллов...
– ЕГЭ – это всего лишь механизм. Конечно, он не лишен изъянов, особенно в  части монопольности и однобокости оценки. И это предмет для размышления специалистов и совершенствования технологии и содержания экзамена. Но несомненен тот факт, что ЕГЭ повышает шансы детей на поступление в самые престижные отечественные вузы. Но большинство выбирает то, что поближе. Чтобы в итоге получить «пустой диплом». При этом надо понимать, что он не может компенсировать  недостатки профориентационной работы со школьниками. Наши дети впитывают те установки, которые мы им даем. Поверьте, стремление идти по пути наименьшего сопротивления усваивается очень быстро. Многие взрослые выбирают  то, что поближе и не требует больших усилий или то, что модно. В результате такого решения семьи тратят средства, а самое главное – драгоценное время своего чада на пребывание в образовательных организациях с сомнительным качеством, чтобы  в итоге получить «пустой» диплом и пополнить списки соискателей на бирже труда. Диплом, не подкрепленный компетенциями, на современном рынке труда ровным счетом ничего не стоит.
– Не считаете ли вы ошибкой решение о переходе от  специалитета к бакалавриату?
– Это решение принималось достаточно взвешенно, на основе анализа мировых и отечественных экономических тенденций. Последние дают нам основание заключить, что человечество вступило в новую экономическую эпоху с присущей ей непредсказуемостью. В этих условиях прежнее пятилетнее обучение студентов с углублением в специализацию оказалось не только экономически неэффективным, но и опасным для самого выпускника. Мы принимаем его на первый курс, но при этом не можем гарантировать востребованность данного специалиста, поскольку пятилетний срок становится слишком большим для прогнозов и обязательств. Наличие специализации из преимущества превращается в недостаток, так как сужает возможность маневра. Кроме того, во многих отраслях за пять лет происходит кардинальное устаревание знаний. Бакалавриат возник как вариант ответа на эти вызовы и представляет собой четырехлетнее обучение с акцентом на формирование мышления, мировоззрения и эрудиции с неглубоким погружением в профессиональную сферу. Бакалавриат является завершенным высшим образованием, но становится ступенькой дальнейшего выбора образовательной траектории в магистратуре или краткосрочных целевых курсов для формирования недостающих компетенций по итогам трудоустройства.  Бакалавра можно сравнить со «стволовой клеткой» – в ней нет специализации, но из нее можно «вырастить» необходимый орган или ткань в организме.  
– Тогда с чем вы связываете низкий уровень квалификации выпускников вуза?
– С низкой мотивацией обучающихся, непониманием специфики и незнанием состояния современного рынка труда. Все это не позволяет участникам образовательного процесса увидеть и воспринять множество возможностей.  Сегодня в учебных планах вузов увеличена доля курсов по выбору. Участие в выборе не только стимулирует формирование базового навыка человека, живущего в демократическом обществе, но и позволяет расширить сферу интересов, попробовать себя в разных областях науки и практики. Все это доступно молодым людям. Для того чтобы вписаться в контекст рыночной экономики, всем нам необходимо осваивать присущие ей ценности (конкурентность, инициативность, самоуправление, выбор, ответственность, динамичность). Если этого не делать, высока опасность попадания в зону риска профессиональной невостребованности и неуспешности.
– Что повышает ценность выпускника в глазах работодателей и профессионального сообщества?
– Согласно исследованиям,  востребованы профессионалы, способные решать комплексные проблемы на основе междисциплинарных знаний, готовые к работе в проектных командах, хорошие коммуникаторы, наделенные лидерским потенциалом. Остро стоит вопрос о развитии креативности, как ключевой компетентности  эпохи четвертой технологической революции. Выделяют также готовность к развитию «через всю жизнь», открытость к изменениям, умение ставить и добиваться реализации профессиональных и жизненных целей, умение поддерживать высокий уровень жизненной энергии, развитие внутренней мотивации, адекватная самооценка, внутренняя свобода и принятие этого в других, эмоциональный интеллект. Всему вышеперечисленному невозможно научить! Это не передается напрямую от преподавателя к обучающемуся! И не надо в этом рассчитывать на формальные институты – школы, вузы. У них другая миссия. Требуется инициативное участие человека. Понимаете, необходимо самому проявлять активность и интерес, добывать в разных источниках нужную информацию, находить партнеров и единомышленников. Нужно подключаться к лучшим командам и организациям в качестве волонтера или стажера, набираться опыта, извлекать из него уроки.
Это может показаться сложным, но для реализации такой жизненной позиции много возможностей, которые нужно просто увидеть. Интернет расширяет горизонты самообразования,  если захотеть, можно стать участником бесплатных дистанционных курсов в самых лучших вузах страны и мира, получить консультации у лучших специалистов. Современные деловые навыки можно осваивать  на специальных тренингах. Организации, позиционирующие себя в сегменте делового образования, предлагают разнообразную тренинговую тематику и спектр сопутствующих услуг – наставничество, коучинг, коммуникативные площадки для общения с интересными людьми. Многие вузы, сотрудничая с работодателями, формируют программы стажировок.  И все это реально и доступно!
– Ирина Яковлевна, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?»
– Я хочу поделиться одной  историей из кладовой мудрости человечества: Однажды ученик спросил у мастера: «Долго ли ждать перемен к лучшему?» «Если ждать – то долго!», – ответил мастер. Не ждите, действуйте! Все в ваших руках!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...