Тридцать верст, ведущие к храму
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Тридцать верст, ведущие к храму


Сегодня крестный ход, когда икону Божией Матери «Знамение» переносят из Знаменского храма в Коренную пустынь. Он собирает десятки тысяч верующих, в том числе и паломников из других городов.    
Но так было не всегда, особенно в советский период, когда любое проявление православия подвергалось гонениям. Вспомним лишь  некоторые моменты истории военных и послевоенных времен.
Начнем с того, что в конце 1943 года Сталин встретился с тремя влиятельными митрополитами: Сергием (Страгородским, бывшим в это время местоблюстителем Патриаршего престола), Алексием (Симанским) и Николем (Ярушевичем). В ходе беседы были решены положительно многие вопросы церковной жизни: об избрании Патриарха и Священного Синода, об открытии богословских курсов и церквей, об издании ежемесячного журнала и не только. Спустя месяц по инициативе вождя был создан специальный орган при Совнаркоме СССР – Совет по делам Русской православной церкви, призванный обеспечивать взаимосвязь между духовенством и руководством страны.
После этой встречи были разрешены некоторые традиционные  крестные  ходы, в том числе и из Курска в Коренную Рождества Богородицы пустынь, который проводили  в девятую пятницу после Пасхи.
Летом 1944 года состоялся первый после двадцатилетнего перерыва крестный ход. Он был относительно малочисленным – около 2 тысяч верующих. «Оттепель» во взаимоотношениях церкви и государства сохранялась, и уже в 1948 году число паломников достигло 14 тысяч. Подчиняясь новому религиозному законодательству, священнослужители не участвовали в крестном ходе. Да и пустынь как таковая на тот момент перестала существовать: территорию мужского монастыря занимала школа механизации сельского хозяйства.
Однако хроника последующих крестных ходов в Коренную пустынь сопровождалась нагнетанием напряжения между властями и церковью. Никто официально не запрещал верующим  участвовать в паломнических шествиях, но противодействие  постоянно усиливалось, в том числе и со стороны  Совета по делам Русской православной церкви. Велено было значительно ужесточить антирелигиозную пропаганду, что и было исполнено на местах.
И все-таки, несмотря на созданные препятствия, летний крестный ход 1949 года был достаточно многочисленным. В него отправилось  около 12 тысяч курян. В 1950-1952 годах – примерно столько же, в 1953-1954-м даже больше – около 15 тысяч. А  1955-м  число паломников возросло до 20 тысяч.
Чтобы попасть на крестный ход в 1955 году, некоторые люди совершили настоящий подвиг: восемь человек пришли пешком из Москвы, один старик дошел за 9 дней пешком из Тулы, еще один, весьма преклонного возраста мужчина, добрел из Тима Курской области. Если ранее богомольцы собирались в основном из соседних регионов, то на этот раз были православные из Смоленской, Саратовской, Пензенской, Рязанской областей. Верующие задержались в Коренной пустыни на неделю.
После  многолюдного паломничества начала 50-х власти решили оградить участок территории ремесленного училища, тем самым перекрыв доступ населения к святому источнику. В следующем году были предприняты меры, чтобы «все трудоспособное население было занято в эти дни на колхозных работах», также вышел запрет на предоставление ночлега паломникам. В  колодец, откуда бил святой источник, были сброшены огромный камень и куча щебня, но очень скоро кто-то из местных жителей расчистил источник и углубил его.
Когда во главе страны стал Никита Хрущев, его линия на полное искоренение религии из сознания советских граждан снова превратилась в доминирующую в идеологии КПСС. 28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». 23 апреля 1959-го оно было дополнено секретным письмом №203 от председателя Совета по делам РПЦ  Г.Г. Карпова. Как следствие – 26 января 1959 года исполком Свободинского райсовета депутатов трудящихся принял обязательное решение «О запрещении доступа населения к родникам в бывшей «Коренной пустыни», на реке Тускарь близ местечка Свобода Свободинского района Курской области». Документ предписывал, в частности, оградить территорию, прилегающую к роднику, который верующие почитали благодатным. Нарушение должно было караться штрафом до 100 рублей или исправительно-трудовыми работами сроком до 30 дней. Среди причин запрещения паломничества указывалось распространение инфекционных заболеваний из-за большого скопления людей. Земельный участок с благодатным родником был передан ремесленному училищу для работ по благоустройству и ограждению этой территории. К концу июня 1959 года основные работы завершились: три водных источника были дренажированы и выведены в реку Тускарь.
Если верить отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ  Курской области, в крестном ходе 1959 года участвовало около 200 паломников. Никто из них к источникам не попал, так как территория была огорожена и охранялась.
Вплоть  до распада Советского Союза паломничество в Коренную пустынь так и не возобновилось. К весне 1960-го весь участок с источниками был огорожен каменной оградой и засажен деревьями и кустарниками. Каждый год крестным ходом в пустынь приходило не более 20 человек. Возрождение благочестивой традиции произошло только 15 июня 1990 года, вскоре после передачи Коренной пустыни епархии.  
Использован материал Т.Н. Арцыбашевой
«Православный Курский край»
и другие источники.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...