Мифы города
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мифы города


Многие города, особенно на Западе, имеют свою «обойму» легенд и преданий, которые там давно уже стали неотъемлемой частью не столько повседневного, сколько празднично-туристического бытия.    
Иногда из давнего пустяка за многие годы складывается устойчивый символ или просто «изюминка», без которой уже трудно представить тот или иной город. «Писающий мальчик» в Брюсселе, гуси, которые спасли Рим, флюгер «Томас» в Таллине, тульский самовар, русалочка в Копенгагене, «Злата улочка» в Праге… А вот в Кракове – это красивая мелодия, которая звучит со старинной башни и резко обрывается, когда трубача (по легенде) достала вражеская стрела… Казалось бы – детали, иногда откровенно выдуманные уже в более поздние времена, но как они украшают старинный город, подчеркивают его древность и преданность горожан давним традициям.
Многие из курян считают, что нашему городу в этом плане похвастаться нечем. Дескать, если и были когда-то легенды и предания, то остались в прошлом, развеялись в нелегкие для города времена. Так ли? Часто приходится слышать о Курске от туристов-паломников: «Какой великолепный город – просто сказка...» Потом сыплются вопросы об его истории , отвечая на которые, сам начинаешь видеть свой город свежим и доброжелательным взглядом гостя...
Попробуем и мы «воспарить» над Курском обыденным и увидеть его если не сказочным, то как минимум – легендарным. При этом не станем ничего оспаривать, уподобляясь официальным историкам. Итак...
«Негде, в тридевятом царстве...»
В славном городе во Курске...
Город-сказка на холмах...

♦ Многие знают, что в Курске еще сравнительно недавно (лет 80 назад) существовал и был активно востребован среди горожан «Святой колодезь», который легенда связывает с юношескими годами Феодосия Печерского – первого на Руси святого, канонизированного больше 900 лет назад. Располагался источник на берегу Тускари, но в тридцатые годы был засыпан, а позже и вовсе закатан под асфальт... Как раз рядом с ним в 1919 году была найдена похищенная ранее икона «Знамение Богородицы» Курская-Коренная, откуда эта святыня и начала свое путешествие по миру. Существует поверье, что она должна вернуться в Курск, но в ту самую точку – к Святому колодезю. Но его-то нет, вот и заплутала заступница курян между двумя континентами. Давно уже ведутся разговоры, чтобы восстановить источник в былом виде, что вполне реально, но дальше рассуждений дело никак не идет, как будто что-то противится этому. У древних славян было поверье, что у каждого чистого источника есть свой дух-хранитель, который не любит шум, грязь и суету, а на месте старого колодца сегодня очень уж неуютно.

♦ Куряне были участниками военного похода на половцев, воспетого в знаменитой на весь мир поэме «Слове о полку Игореве». Там наши давние земляки упомянуты особо и очень ярко – как доблестные воины. А их славный князь Всеволод-Буйтур и вовсе предстает перед читателем былинным богатырем. Рано или поздно памятник этой поэме, тем самым доблестным курянам и их князю в нашем городе будет, но к его созданию нужно подойти без лишней спешки, не по прихоти скульптора, а со знанием истории. Кстати, есть гипотеза, что эту поэму написал именно курянин. Ну уж во всяком случае никакой не Баян. Заранее нужно подумать и о сувенирах-символах на эту тему. Какими они могут быть? Здесь стоит особо вчитаться в саму поэму и почерпнуть идеи – там их множество.

♦ Триста лет Курск лежал в руинах, порос лесом дремучим, да так, что и следа не было от некогда славного города. Уже сам факт, что он возродился назло всем врагам и невзгодам, заслуживает особого внимания. Это удавалось немногим городам, тем более через такой срок. Скажем, Рязань, сожженную татаро-монголами, не стали восстанавливать на старом месте, выбрали другое, хотя и неподалеку. Разоренный польско-казацким войском Белгород тоже решили не возводить заново на гареве. И таких примеров много. Считалось плохой приметой строить новый дом или город на пепелище. А вот куряне даже через несколько поколений остались верны своему холму. Кто-то скажет – место силы! Может быть. Во всяком случае, крепость, что горожане вновь поставили на вершине, уже никому не удалось захватить, хотя пытались многие.

♦ В 1612 году, когда Курск осадило войско поляков и запорожцев, наши предки дали обет построить храм во имя Богородицы, если удастся отстоять. Они исполнили обещание летом того же года. Нынешний Знаменский собор — это тот же обетованный храм, но уже в другом обличье. Но в 1613 году, когда в Курске начали возводить монастырь, его не поспешили назвать Знаменским, поскольку икона «Знамение» Курская Коренная в 1603 году попала в руки Лжедмитрия I и, по мнению многих, потеряла значительную часть своей святости. Она оставалась местнопочитаемой долго, однако монастырь, построенный в камне к 1680 году, назывался уже Знаменским. То есть официальная признанность иконы возрождалась с самим Курском, причем в самые тяжкие для города времена. Впрочем, для простых курян она всегда оставалась заступницей – даже в бытность свою «за морями, за горами...»

♦ «Храм на крови» – так в России называют церкви и соборы, построенные на месте гибели известных людей. Есть таковой и в Курске. Речь идет о Сергиево-Казанском соборе. Но в этом случае можно говорить не о невинно пролитой крови, а как раз наоборот. Согласно старинной легенде, под самую Пасху 1752 года разбойники захватили курского купца Карпа Первышева и увели в свой табор, видимо, рассчитывая на выкуп. Ночью шайка ушла на грабеж, в лагере остались лишь атаман и Первышев. После полуночи атаман вздумал разговеться и пригласил пленника разделить трапезу. Первышев заметил, что страшный сотрапезник ест с ножа, употребляя его вместо вилки. Улучив удобный момент, ловкий купец бросился на разбойника и воткнул ему нож в рот. Атаман упал, захлебнувшись кровью. Первышев же поспешно запряг лошадь и нагрузил повозку разбойничьим добром. Благополучно вернувшись в город, он дал обет построить храм в честь своего чудесного спасения.

♦ В 1839 году к специально построенному на Тускари в черте Курска пирсу подошел пароход «Людиново». На него погрузились первые чиновники губернии и знатные горожане. Пароход вышел в Сейм и прокатил их по полноводной реке. Здесь стоит напомнить, что Сейм впадает в Десну, потом Днепр, Черное море, Босфор и так далее. То есть перед нами открывался водный путь «из курян – в греки», а дальше – куда угодно. Но наши предки этой возможностью так и не воспользовались. А жаль...

♦ Во время Крымской войны 1853-1856 года курские дружинники-добровольцы были единственными, кто в этом статусе принимал участие в обороне Севастополя. Представители других губерний России тоже собрали ополчение, но опоздали. То есть, наши «отдувались» за всю Россию. В Севастополе до сих с благодарностью вспоминают об этих героических деяниях курян, а вот в самом Курске почему-то помнят слабо. В самый бы раз установить в нашем городе памятник героическим предкам, добровольно принявшим участие в той войне. Стоит подумать и об эксклюзивных отношениях с общественностью Севастополя.

♦ И в завершение. Напомню, что в старой доброй Англии, что ни старый дом (а тем более – замок), то свое привидение. Русской традиции такое «изобилие» как-то не соответствует, но про одно можно рассказать...
В первой четверти XIX века через Кур горожане построили каменный мост — в месте, где реку пересекала улица Херсонская (Дзержинского). Не мудрствуя лукаво его так и прозвали «Каменный». Куряне долго гордились этим сооружением и было чем. Но постепенно мост вместе с самой улицей покрыли толстым слоем асфальта и память о «Каменном» стала уходить, несмотря на то, что он продолжает работать и с каждым годом все интенсивнее.
Так вот, во время строительства этого сооружения погиб рабочий, его унесло во время весеннего разлива реки, тело так и не нашли. Согласно легенде (а скорее по рассказам «очевидцев») привидение с киркой в руках стало появляться под Каменным мостом год спустя, блуждая под ним (длина моста 8 метров, а вот ширина – больше 20) и выстукивая киркой массивные опоры. Говорили, что привидение появляется только перед сильными разливами Кура, которые в те времена не были редкостью. Впрочем, рядом с Каменным мостом, по обе стороны улицы Херсонской в изобилии стояли заведения, где продавали и распивали спиртное. При этом общественных туалетов рядом не было и нужду справляли прямо под мостом. А с пьяных глаз – сами знаете... Впрочем, когда речку убрали в акведук, привидение снова появилось. Об этом мне рассказывали специалисты, которые в порядке авторского надзора обследовали подземное русло лет десять назад. В одно из моих посещений акведука (я был там один) пришлось столкнуться там с подростками-дигерами. При этом я заранее выключил фонарь и своей светлой курткой попал в луч их фонаря. Судя по истошным воплям «Привидение! Привидение!...» и по скорости перемещения к выходу, они поверили, что перед ними призрак старого мостостроителя. Мне таковое не попадалось, однако...
Можно было бы продолжить перечень историй, которые приподнимают наш город над уровнем обыденности. Поверьте, таковых еще много. Они витают над куполами храмов, стелются в распадках между городскими холмами, прячутся в подземных ходах и подвалах старых домов, выглядывают из названий улиц и слобод... Впрочем, и до них руки дойдут...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...