Город на старой акварели
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Город на старой акварели


В конце прошлого века в Россию из Парижа вернулась картина неизвестного в тот момент автора, которая долго числилась в каталогах под именем «Вид русского города».    
По состоянию художественных материалов картину тогда датировали 1860-1870 годами. Но какой город на ней изображен, долго оставалось загадкой. Ее удалось разрешить в 1999-м, когда в Русском музее (Петербург) проходила выставка «Художники братья Чернецовы и Пушкин», посвященная юбилею поэта. Среди многочисленных видов России, Италии и других стран оказалась акварель работы Никанора Чернецова. Тот же городской вид, что и на привезенной из Парижа картине: на холме – величественный классицистический собор с двумя колокольнями, обрыв к реке... Акварель изображала город Курск и датировалась 1823 годом. Сомнений быть не могло, особенно если сравнить эту работу с известной гравюрой Андрея Ухтомского (1821 год). С той лишь разницей, что автор  гравюры видит собор с запада, а Никанор Чернецов – с юго-запада. В этой истории еще много деталей, но мы пока их минуем и скромно выскажем сомнение – правильно ли датирована акварель Никанора Чернецова – 1823 год?
Но сначала о самом художнике... Он (Никанор) и его брат Григорий – выходцы из провинции (городок Лух – ныне Ивановской области) интереснейшие представители русского искусства первой половины XIX века. Их неповторимость, по мнению специалистов, проявилась в кропотливом труде братьев Чернецовых, в желании правдиво передать потомкам как можно больше художественных документов о России, где огромное внимание уделяется деталям. Достаточно вспомнить картины «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 года» или «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге (1837)». А как хороши их пейзажи: Италия, Греция, Закавказье, Волга....
Живописи Григорий и Никанор учились у отца и старшего брата Евграфа, которые были иконописцами. Григорий первым приехал в Петербург и начал учиться у знаменитых живописцев. В 1822-1823-м он еще упражняется под руководством профессора Варнека. Никанор последовал за братом из родного города только в 1823 году (коим датируется наша картина). Он усердно учится...
Биографы художников сообщают, что братья много путешествовали по России и за ее пределами, но это было позже 1823 года. В том году лишь Григорий выезжал в Гапсалу (Эстония), в 1825-м он побывал в Финляндии, в 1826-м братья целое лето провели на родине, в Костромской губернии. Все как-то в другую сторону от Курска. Лишь в 1829-м Никанор (уже зрелый художник) по приглашению графа Павла Кутайсова едет в Закавказье, дорога куда могла пролегать через наш город...
Теперь о самой картине Никанора Чернецова. Известно, что строительство Знаменского собора было завершено лишь в 1826 году. Именно тогда с западной стороны была пристроена трапезная с двумя колокольными башнями. На гравюре Ухтомского (1821 год) собор изображен еще без них. Получается, что всего за два строительных сезона, к 1823 году (строили тогда только в теплое время) удалось возвести хотя бы конструктивную часть (без внешней отделки) столь серьезного сооружения? Позволю себе усомниться... Причем на акварели Чернецова здание уже без строительных лесов – оно внешне завершено. Надо сказать, что на гравюре и на акварели Чернецова Знаменский собор поставлен не одинаково. Если линии оврага и первой линии зданий у того и другого автора ориентированы фронтально взгляду зрителя, то сам собор повернут относительно своей вертикальной оси. Чернецов передает геометрию курского акрополя значительно точнее, что неудивительно при его-то уважении к деталям. Задумай он рисовать городской холм с запада, река просто осталась бы за пределами холста – в отличие от гравюры Ухтомского.
Не так уж много в нашем распоряжении рисунков Курска первой половины позапрошлого века. Поэтому знать об истории их возникновения и уж тем более о датах создания мы должны как можно больше...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...