Игорь СУКАЧЕВ: Симфонический оркестр — совершенный инструмент
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Игорь СУКАЧЕВ: Симфонический оркестр — совершенный инструмент


Появление в Курской филармонии симфонического оркестра, который много лет назад создал дирижер Григорий Львович, горожане встретили с восторгом. Сегодня его возглавляет художественный руководитель и главный дирижер Игорь Сукачев, недавно отпраздновавший свой юбилей.    
Москвич, стал ли он курянином? Об этом Игоря Вадимовича расспросила наш корреспондент.
– Игорь Вадимович, почему вы, успешный пианист, стали дирижером?
– Если брать всю классическую музыку, то самое большое количество ее написано композиторами для симфонического оркестра и оперы, чуть меньше для фортепиано, еще меньше для других инструментов. Поэтому такой совершенный инструмент как симфонический оркестр,  естественно, музыкантов притягивает.
Меня с детства интересовала работа дирижера, какая-то магия  есть в этой профессии... Пытался понять, что означают жесты дирижера. Однажды в детстве, когда нас, школьников, привезли в Екатеринбургский театр оперы и балета, в антракте спустился к оркестровой яме. Тогда увидел дирижерскую партитуру, размеченную разными цветами. Мне показалось это таким сложным и в то же время загадочным. В этот момент и возник мой интерес к профессии дирижера. А Ростропович на этот вопрос ответил с юмором: просто зарплата выше и статус другой.
Я очень рано уехал от родителей — в 14 лет. Мой отец родом из Москвы, закончив химико-технологический институт, по распределению был направлен в город Камышлов Свердловской области, где вскоре оказался в руководстве завода. В этом небольшом городе я и появился на свет. Каждое лето мы проводили с родителями в Москве. Благодарен им, особенно отцу, очень образованному человеку, за то, что водили нас с сестрой в музеи, на концерты, занимались нашим разносторонним образованием.
В столице я окончил академический музыкальный колледж при  консерватории, затем саму консерваторию по классам фортепиано и оперно-симфонического дирижирования.
– После отъезда посещали город детства?
– Давно не был там. С волнением жду встреч с одноклассниками, учителями. Школе исполняется 70 лет, директор пригласила на юбилей симфонический оркестр Уральской филармонии, предложив мне выступить с ним в роли дирижера.
– Около 25 лет вы стоите за дирижерским пультом. А помните ли ваш первый оркестр?
– В студенческие годы дирижировал Липецким симфоническим оркестром, а мой оперный дебют состоялся в Челябинском театре оперы и балета, где я дирижировал оперой Моцарта «Свадьба Фигаро».
Был у меня интересный период, когда, учась в консерватории, занимался по классу инструментовки у известного композитора Эдисона Денисова, который привел меня  в театр к Юрию Любимову. Два года работал  музыкальным руководителем Театра на Таганке. Юрий Петрович хотел, чтобы я работал в драматическом театре и дальше. Но мне хотелось дирижировать большим оркестром и оперными спектаклями. Тем не менее, общение с Любимовым незабываемо. С актерами Валерием Золотухиным, Аллой Демидовой подружились в процессе работы над спектаклями «Электра» и «Доктор Живаго» на музыку Альфреда Шнитке. В последний раз с Золотухиным встречались в Курске  несколько лет назад, он играл в гастрольном спектакле на сцене филармонии. Мы тепло поговорили с ним в нашей гримерке.
– В Курске вы уже 9 лет. Какие впечатления о городе?
– Курск мне нравится. В молодые же годы я любил Москву. Тогда она была другой.
– Свободное от музыкального творчества время, если оно выпадает, чему посвящаете?
– Много читаю, люблю философию, античную историю, историю религий. Интересуюсь и историей Курска, замечательного, культурного и красивого города, где любят театральное и музыкальное искусство. С удовольствием выезжаю с оркестром в города и районы области. Красивая вокруг природа. Очаровал уютный Рыльск — от него веет русской стариной. Мне много пришлось ездить по России, у ее центральной части есть какое-то необъяснимое притяжение. Недаром в этих местах рождаются знаменитые писатели, поэты — природа вдохновляет на творчество. Люблю Дальний Восток, Сибирь — там своя красота.
– Оркестр исполняет много произведений, которые раньше здесь не звучали...
– У оркестра накопился обширный репертуар. Благодарен музыкантам, постоянно чувствую их поддержку и отдачу по максимуму на концертах. Несмотря на некоторые сложности и проблемы, я стараюсь видеть хорошее и знаю, что комитет по культуре уделяет большое внимание деятельности филармонии, оказывая поддержку в том числе и симфоническому оркестру.  
– Как собираетесь провести новогодние праздники?
– Три года подряд почти на два месяца выезжаю с музыкантами в Китай. На этот раз будем играть в 30 городах. Ранее гастролировал с Ульяновским и Волгоградским оркестрами, в этом году оркестр будет сборным из музыкантов разных городов. В Китае сейчас большой интерес к классической музыке, там активно и в большом количестве строятся политеатры. Концертный зал легко превращается в оперный театр. Играем музыку, которую хорошо знают и любят в Китае: Чайковского, Штрауса, обязательно произведения китайских композиторов. Солисты, которые с нами едут, исполняют популярные песни «Катюша», «Ой, цветет калина», «Подмосковные вечера» и другие. В прошлом году у нас на одном из концертов был посол России в Китае. По традиции в китайский Новый год мы даем концерт в Пекине. А после этого концерта буду дирижировать еще всеми тремя балетами Чайковского с Российским национальным балетным театром.
– С юбилеем вас! Много творчества и любви зрителей.
В 1994—1995 гг. Игорь Сукачев – художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Астраханской филармонии. В 1995—2005 гг. – музыкальный руководитель и главный дирижер камерного музыкального театра «Арбат-опера» при Центральном доме актера имени Яблочкиной.
С 2005 года – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Курской филармонии.
Игорь Вадимович Сукачев – внучатый племянник академика В. Н. Сукачева, выдающегося биолога и географа. Интересно, что в 1903 году Владимир Николаевич, молодой ученый, за научное исследование «Очерк растительности юго-восточной части Курской губернии» был удостоен Золотой медали Лесного института. А в 1909-м  на XII съезде естествоиспытателей и врачей выступил с предложением об организации заповедника в Стрелецкой степи.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...