Руссо туристо, облико морале…
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Руссо туристо, облико морале…


На днях Европейская комиссия по туризму опубликовала данные о том, что выездной туризм из России в Европу в первом квартале 2015 года упал на треть по сравнению с аналогичным периодом 2014-го.    
Огорчаться этому или радоваться, пусть решают сами европейцы, потерявшие часть доходов в общеевропейский бюджет. Что же касается российских туристов, у них на этот счет  свое мнение…
Лучше уж вы к нам!
Глава федерального агентства по туризму Олег Сафонов, например, считает, что сокращение числа российских туристов за рубежом объясняется развитием внутреннего туризма. Подтверждением этому может служить тот факт, что только Сочи на майские праздники посетило порядка 140 тысяч россиян – почти на треть больше, чем в 2014 году.
По словам Сафонова, серьезно повысилась конкурентоспособность отечественной туристической отрасли, внутри страны впервые за 24 года созданы пакетные туры – «наш турист получает такой конкурентоспособный продукт, какого до 2015 года в России просто не было». Возможно, по этой причине стоимость туров в Крым, Турцию и Египет практически одинакова.
Судя по статистике, большое количество туроператоров переключилось на внутренний рынок, найдя его не менее перспективным, чем импортные курорты. К слову, развитию внутреннего туристического рынка должна поспособствовать и программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории РФ. На ее реализацию в 2015 году выделено 3,58 млрд рублей.
Второй важнейший фактор переориентации туристических предпочтений, по мнению главы Ростуризма, – вхождение в состав РФ Крыма, куда российские туристы теперь могут ездить круглогодично, поскольку санаторно-курортное лечение актуально в любой сезон.

Мне в Париж по делу, срочно…
Но даже несмотря на это, Россия остается основным донором туристов для европейских направлений.
По мнению экспертов, интерес к поездкам в Европу у наших соотечественников еще не окончательно утерян. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, ситуация постепенно выправляется и связано это с укреплением рубля: «Во второй половине марта и апреле количество бронирований на лето уже выросло на 10-15%, и мы ожидаем, что к лету это число вырастет до 25%».
В свою очередь, член президиума Российского Союза туриндустрии Наталья Андронова также прогнозирует рост спроса на туры в Европу во втором полугодии 2015 года. По ее словам, особенно популярным и востребованным станет круизное направление: «…на второе полугодие мы прогнозируем прирост около 50%, как и в прошлом году. Да и система «все включено», принятая в круизных турах, и возможность посмотреть сразу несколько стран очень удобны для россиян..
В целом же тенденция нынешнего туристического лета – переориентация российских туристов  на более демократичные направления. Растет спрос на Кипр, Болгарию, Италию, Хорватию, Черногорию и Румынию. Лидирующие позиции среди зарубежных стран по итогам продаж летних туров традиционно сохраняют Турция и Египет. Однако в этом году в тройку лидеров попала также и Греция.

«Кризис жанра» ударил по рукам
В Курске, например, ощутимо сократилось количество турфирм и офисов крупных туроператоров. Нет больше представительств «Мастера отдыха», «Интуриста» и многих других. Причиной тому стали известные события прошлого года – летняя волна банкротств в туротрасли и последующее ослабление рубля. Все это в совокупности привело к тому, что многие ИП, работавшие с крупными туроператорами, вынуждены были свернуть бизнес – поток желающих выехать за рубеж резко иссяк, нечем стало платить аренду. Как признался в неофициальном разговоре один из некогда успешных турменеджеров, ситуация сложилась действительно критическая, поэтому лично он взял тайм-аут на год-полтора – может, за это время что-то изменится в лучшую сторону.
Однако лето никто, к счастью, не отменял, поэтому спрос на туры понемногу восстанавливается: куряне интересуются как поездками за рубеж (самые популярные направления, конечно же, Египет и Турция), так и по стране. Многие по-прежнему путешествуют самостоятельно, благо билеты на поезд и самолет и даже бронь в гостинице теперь можно оформить, не выходя из дома – через интернет. Так же можно приобрести и путевки. Однако печальный опыт прошлого года показал, что при покупке туров онлайн значительно усложняется возврат денег – особенно, если представительство внезапно обанкротившейся туристической компании находится в другом городе.

Настроение испортят, но деньги вернут
Туроператоры несут ответственность перед клиентом в соответствии с заключенным договором. Как правило, в нем оговаривается, что туристу в полном объеме возвращается стоимость каждой отдельной услуги, не предоставленной по вине туроператора. Кроме того, полная сумма тура за вычетом консульских сборов может быть возвращена туристу при отказе консульства в выдаче визы. Если же поездка отменена по решению фирмы, то она возвращает туристу все уплаченные им средства.
В случае банкротства туроператора «Турпомощь» и АТОР (если фирма в нем состояла) берут на себя расходы на оплату проживания туриста в отеле за рубежом и его перелет домой. После возвращения (или в случае невылета) турист может обратиться за возмещением в страховую компанию, которая застраховала ответственность туроператора. Можно дополнительно приобрести страховку на случай банкротства туроператора. Пожаловаться же на неудовлетворительное качество поездки можно в Роспотребнадзор или предъявить претензии через суд.  
* * *
Это должен знать каждый
Прежде чем покупать путевку, необходимо уточнить, значится ли предлагающий ее туроператор в Едином федеральном реестре туроператоров. (Это можно сделать на сайте Ростуризма – там же, к слову, можно уточнить и финансовое обеспечение компании, что немаловажно). Включение в реестр необходимо для всех туроператоров, предоставляющих услуги по отправке отдыхающих за рубеж или туры по России длительностью более 24 часов. Сейчас в Едином федеральном реестре туроператоров значится более 3,7 тысячи компаний.
Любопытно, но ответственность за работу туроператоров, не включенных в Единый федеральный реестр, действующим законодательством не предусмотрена. Она появится лишь с принятием нового законопроекта, который предусматривает за вышеупомянутое нарушение штраф от 5 до 10 млн рублей.
Помимо Единого госреестра с 2012 года все операторы, работающие в области выездного туризма, должны вступать в компенсационный фонд «Турпомощь» и платить взносы (эти сведения тоже можно проверить на сайте «Турпомощи»).
В прошлом году собранные таким образом средства помогли россиянам, клиентам обанкротившихся турфирм, вернуться на родину из Греции, Турции, Испании.
Также около 50 крупнейших российских турфирм добровольно входят в Ассоциацию туроператоров (АТОР), которая может осуществлять дополнительную поддержку.
Следующий этап – заключение договора на оказание туристических услуг. В нем обязательно должны быть прописаны название и контакты туроператора, данные о внесении его в Единый государственный реестр, данные о наличии фингарантий (с указанием компании страховщика, суммы покрытия и сроков действия договора), условия расторжения договора, штрафные санкции.
Ростуризм предупреждает – договор необходимо хранить до окончания поездки.
Далее следует обратить внимание на пакет документов, выдаваемых туроператором или турагентством. В действующем законодательстве нет четкого списка документов, которые должен получить турист. Поэтому этот перечень утверждается договором и зависит от типа тура и страны назначения. В него могут входить визы, медицинская страховка, билеты на самолет, поезд или автобус, ваучер на заселение в отель, ваучер на экскурсии, ваучер на трансфер из аэропорта в гостиницу...
Согласно постановлению правительства РФ от 22 сентября 2014 года, туроператор обязан предоставить документы туристу за 24 часа до момента начала путешествия.
При проверке пакета документов необходимо обращать особое внимание на наличие авиабилетов в оба направления (в случае, если турист путешествует самолетом). Это должны быть не маршрутные квитанции, а именно электронные билеты с указанием номера.
Что касается медицинской страховки, она не является обязательной, за исключением тех случаев, когда  необходима для получения визы. Как правило, турфирмы сами включают медстраховки в туристический пакет даже при поездках в страны безвизового режима (Турция, Египет, Тайланд). Согласно новому законопроекту, туроператоры должны будут письменно информировать туриста о возможности добровольно застраховать и другие риски, возникающие у него во время путешествия. Например, оформить страховку от невыезда, незаселения в отель, утери багажа.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...