Зачем малышу психолог?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Зачем малышу психолог?


Психологическая служба центра творческого развития «Диалог» проводит коррекционные занятия с маленькими курянами, начиная с полуторагодовалого возраста. Какие проблемы могут быть у  ребенка и как с ними справиться его родителям? На эти вопросы сегодня отвечает доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии КГУ и по совместительству заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра «Диалог» Татьяна АНТОПОЛЬСКАЯ.
    
есколько поколений советских, а потом и российских детей выросло, не зная, что такое помощь психолога. «Я не псих!» – ответил бы школьник 80-х, предложи ему подобное. Сейчас количество обращений к психологам растет. Это мода или реальная необходимость? – Если в 70-80-е годы дети были акселератами, то есть по психологическому развитию опережали свой возраст, то теперь мы имеем дело с децелерацией, когда четырехлетний ребенок по своему развитию соответствует 3-летнему, а дети, идущие в школу, не справляются с тем, что делали их ровесники даже десять лет назад. Например, если ребенок не говорит в два с половиной года, ему диагностируют задержку речи, а сейчас очень много физически полноценных детей, словарный запас которых и к трем годам состоит из нескольких примитивных слов «мама», «папа», «дай», «би-би». Какими факторами это обусловлено? Во-первых, экология, во-вторых, питание матери в период беременности и лактации, в-третьих, некоторые медицинские препараты, которые она принимала, в-четвертых, образ жизни ребенка – если раньше дети максимально долго воспитывались мамами, то сейчас молодые родители стараются отдать ребенка бабушке, няне или в сад, а сами идут зарабатывать деньги. В результате ребенок в первые три года жизни утрачивает эмоциональный фон и общение, которые ему должна дать мама. Негативную роль играет и раннее пользование гаджетами. Сенсорная игрушка – не конструктор, который надо собирать и тренировать ручки, а ведь на кончиках пальцев находится самое большое количество нервных окончаний, уходящих в речевые центры. Исключив в детстве игровой компонент, мы получаем огромное количество детей с задержанным психологическим развитием, которые, став взрослыми, позднее женятся, позднее делают карьеру, позднее заводят детей. Родители начинают осознавать эту проблему и стараются скорректировать своего ребенка в раннем возрасте. Достаточно сказать, что мы начинали работать с одного психолога и одного логопеда, а сейчас у нас по пять таких специалистов. Дело в том, что многие проблемы у детей комплексные, то есть ребенка приводят с психологической проблемой, а в ходе работы с ним мы выясняем, что есть необходимость подключить психоневролога и дефектолога. – Насколько я знаю, наиболее частые обращения родителей к психологам связаны с такими проблемами, как гиперактивность, агрессивность, тревожность, леворукость и аутоподобные состояния у детей. Расскажите об этом подробнее. Как, например, определить гиперактивность у ребенка, ведь многие малыши живые, подвижные и непоседливые? – Вполне нормально, если ребенок не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном и непослушен в магазине игрушек. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний излишне подвижен, суетлив, беспорядочно болтает руками и ногами, не способен сконцентрировать внимание на любом, самом интересном предмете, не может выполнять задания, требующие определенного поведения в течение длительного отрезка времени. На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. В отличие от его сверстников, даже самых избалованных, у него плохо работает механизм самоконтроля. Гиперактивность – это отклонение от психологической нормы, которое диагностируется уже в возрасте 2,5 лет. Корректировать гиперактивность нужно как можно раньше, во всяком случае – до школы. Если ребенок с гиперактивностью приходит в школу, учителя хватаются за голову. Увидев вокруг себя три десятка благодарных зрителей, этот ученик «зажигает» в течение всего урока, не учится сам и не дает заниматься остальным. Кроме того, у него наблюдаются проблемы с запоминанием и переключением внимания. Если же ребенок скорректирован в дошкольном детстве, и у него выработан такой механизм, как «потерпеть», он может вполне успешно осваивать учебную программу. Надо сказать, что где-то к четвертому классу в 95% случаев гиперактивность уходит сама, но ведь эти четыре года школьнику надо как-то учиться. Компенсаторика наступает, когда психологи на занятиях задействуют механизмы мышления ребенка, говорят ему: «Думай головой. Если ты отвлекся, плохо запомнил, тебе надо научиться мыслить». Гиперактивных необходимо поддерживать медикаментозно. Поэтому мы сотрудничаем с неврологами. В отдельных случаях психолог сталкивается не с отклонением от нормы, а с патологией психики и направляет ребенка к психиатру. Что порекомендовать родителям? Первое – режим дня. Укладывать и поднимать в одно и то же время, спать не менее 10 часов – это необходимые условия для нормализации психического состояния ребенка. Перед сном недопустимы активные игры. Гиперактивного ребенка надо еще и готовить ко сну, периодически напоминая: «Скоро мы пойдем спать» или «Иди чистить зубы, тебе скоро ложиться». К нам пришла одна мама: «У меня очень активный ребенок. Мы до часа в гостях, и он до часа в гостях, а потом дома еще два часа не может успокоиться». Не сами ли вы это провоцируете, перенапрягая ребенка? В обращении с детьми надо быть спокойным, но требовательным: «Мы же договаривались, значит надо это выполнить». Гиперактивному ребенку лучше иметь одного друга. Когда он в большой компании, не все дети его выдерживают, а тем более мамы. – Агрессивность детей, видимо, связана с тем, что большинство популярных компьютерных игр учат убивать. На экране льется кровь, слышатся душераздирающие стоны, а ребенок счастлив, что цель поражена... – Агрессивность детей обуславливается не только просмотром фильмов-боевиков, играми-стрелялками, но и жестокостью родителей. Как ни странно, любое агрессивное поведение по отношению к ребенку порождает ответную агрессию – он выходит на улицу и начинает все крушить, задирать ребят. Различают разные виды агрессии: физическая – ребенок дерется, вербальная – ругается, скрытая – делает гадости исподтишка, ворует. К агрессии можно отнести алкоголизм и наркоманию, при которых происходит разрушение собственной личности. Малыша нельзя ломать, потому что он уже личность. Детям не рекомендованы различные сборища, рынки, душные людные помещения, поскольку они повышают агрессивность. Нужно исключить или ограничить «стрелялки» и просмотр фильмов, вместо этого чаще водите детей на природу – походы, катание на лодке, велосипеде. Это отдых и общение. – Как отличить тревожность, требующую вмешательства психологов, от нормальной тревоги, которую ребенок испытывает перед чтением стихотворения на сцене? – У ребенка диагностируют тревожность, если он практически постоянно чем-то обеспокоен, даже находясь в привычной безопасной ситуации, если он легко расстраивается при малейших неудачах, плохо засыпает и беспокойно спит, робок, не уверен в своих силах. Тревожность как личное качество может быть обусловлена генетически. Тогда с ней надо научиться жить и чем-то ее компенсировать. Тревожность – не всегда плохо. Из тревожных детей вырастают очень ответственные взрослые. Второй вид тревоги появляется под воздействием собственных родителей: мама и папа часто ссорятся, предъявляют противоречивые требования к ребенку, ждут от него нереально высоких результатов, например, чтобы он учился только на «пятерки», или культивируют авторитарный стиль воспитания, когда мнение ребенка не учитывается. Если ребенок меланхолического темперамента, то любой из этих факторов может привести к повышенной тревожности. Как родителям вести себя с тревожным ребенком? Ни в коем случае его нельзя стыдить. Надо учить малыша справляться с тревогой, преодолевать страхи. «У тебя все получится», «У тебя есть все, чтобы с этим справиться», – эти фразы он должен слышать постоянно. Уверенность взрослых в возможностях ребенка будет постепенно приводить к снижению у него тревожности, а родительская похвала даже за незначительные успехи повысит его самооценку. – Левша, начиная со сказа Лескова, ассоциируется с уникальными способностями человека. Неужели детям нужно корректировать леворукость? – В последние 20 лет наблюдается тенденция к увеличению леворуких детей. Их доля в общей массе новорожденных составляет от 5 до 12%. Основная левая рука говорит о превалировании правого полушария. Правополушарные люди – творческие, менее рациональные, более чувствительные и, легко ранимые. Природа, видимо, требует такого направления развития, ей не хватает людей, которые придумывали бы что-то новое. Бороться с леворукостью не надо. Учителя сейчас умеют работать с такими детьми, знают, как их посадить в классе, чтобы свет правильно падал на рабочую зону. Для леворуких существуют специальные прописи. Зачем леворуких малышей приводят к нам в центр? Постановка левой руки должна быть в дошкольном возрасте. В школе это будет сделать намного труднее. – Насколько я знаю, аутизм – это психическое расстройство, в настоящее время неизлечимое. – Мы работаем с аутичными детьми. Это дети замкнутые, отстраненные, боятся контактов. Их состояние похоже на аутизм, но аутизмом не является и, соответственно, поддается корректировке. – Могут ли быть перечисленные вами рекомедации реализованы в детских садах, ведь там профессиональные воспитатели? – Детские сады – порождение революции. Они появились для того, чтобы сделать женщину работницей, и часто это вынужденный шаг для семей, которые не могут позволить для своих детей ничего другого. Чтобы привыкнуть к коллективу, малышу достаточно 3 часов в день, а в остальное время у него должно быть спокойное течение жизни, где есть мама, папа, бабушка, где все любят и заботятся. Испортить психику, когда малыш среди тридцати сверстников, когда у него есть определенные потребности, а он не может их реализовать – нечего делать, поэтому детские сады – не панацея. Да, в семье ребенок немного домашний, но он – любимый. Базой для жизни человека должно быть именно это ощущение, ведь эгоизм и ненависть к людям вырастают на почве недостатка любви в детстве.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...