Да будет свет...
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Да будет свет...


Мы привыкли, что, придя вечером с работы, достаточно нажать на выключатель и дом зальется ярким светом, заработают компьютер и телевизор, засвистит чайник.    
Эта волшебная и чаще всего добрая к человеку энергия живет где-то в электрических розетках, без нее давно уже трудно представить жизнь человека в больших городах и маленьких деревеньках, и как сильно мы возмущаемся, когда электричество ненадолго пропадает. Хотите – верьте, хотите – нет, но так было не всегда.
Первая электростанция в Курске была построена в 1898 году Бельгийским анонимным обществом «Сименс». Она была дизельной и снабжала током городскую трамвайную сеть. Располагалась электростанция на углу нынешних улиц Дзержинского и Добролюбова. Дизельное горючее подвозили на специально оборудованных трамваях, протянув для этого специальную ветку от станции Курск-Город, что располагалась на месте нынешнего цирка. Мощность первой электростанции составляла всего 209 кВт. По нынешним меркам, очень мало. Тем не менее именно потребности курского трамвая подтолкнули курскую энергетику и смежные с ней инженерные направления.
В 1901-м на берегу Тускари (на Нижне-Береговой улице у Иорданского спуска) тем же Бельгийским анонимным обществом была построена вторая электростанция, тепловая – уже для нужд освещения. Там использовались три паровых электроагрегата общей мощностью 360 кВт, а к 1917 году мощность возросла до 660 кВт. К началу 1920-го мощность электростанции упала до 373 кВт по причине износа энергетического оборудования, но скоро начался его ремонт и переоснащение. К 1929 году в Курске работали уже три городские электростанции: для освещения (700 кВт), трамвайная (220 кВт) и электростанция в слободе Ямской. 24 января 1934 года была введена в эксплуатацию 1-я очередь новой Центральной электростанции (ЦЭС) на 2,5 МВт. В 1938-м ее мощность возросла до 6 МВт, что позволило снабдить электроэнергией окраины города, где до этого свет исходил только от керосиновых ламп.
В годы войны инфраструктуре электростанции был нанесен значительный ущерб: взорвана дизельная, сожжены постройки ЦЭС, разграблен инвентарь. Для обеспечения электроэнергией к зиме 1943 года в Курск временно была завезена передвижная железнодорожная электростанция (энергопоезд), которую предполагалось перекинуть в другой город после восстановления городской энергосистемы. Таковые работы были официально завершены к 25 октября 1946 года, и энергопоезд ушел. По официальной отчетности, выработка электроэнергии тогда составила 19,265 МВт. Но судя по всему, эту цифру в Курске набрали не сразу, потому как некоторое время действовал жесткий график подачи электроэнергии, и город вечером и ночью погружался в темноту.
С начала 1956 года ЦЭС перешла на производство тепла. Вскоре она вошла в объединение тепловых электростанций как ТЭЦ-4...
Помните телерекламу, где электрик что-то «коротнул» и во всем районе гаснет свет? Электрик при этом испуганно восклицает: «Ё-моё, что же я сделал?». Но я бы вложил эту фразу в уста Николы Теслы, чьи работы положены в основу едва ли не всей нынешней электротехники. Думаю, что даже Никола Милутинович сильно удивился бы, увидев нынешнее электроизобилие.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...