Историческая мозаика
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Историческая мозаика


Для того чтобы взять крепость Азов, Россия интенсивно строила флот. Не всегда  получалось гладко.    
Так, указной грамотой курскому воеводе Дмитриеву-Мамонову от 26 сентября 1696 года Петр I велит наказать служилых людей, не явившихся на строительство флота: «курчан не явилось и написано в нетях пятьсот шестьдесят, да зделав струги и отдав бежади восемьсот тридцать девять человек», с коих велено взыскать от одного до полутора рублей штрафа.
А в январе 1697 года в «Разрядных книгах стругового дела» записано, что «велено быть курчанам у того стругового дела 1832 человекам, явилось же только 1332 человека, из них оставили на стругах в кормщиках и гребцах 109 человек». Позднее курские люди ходили вместе с Петром на Азов, участвовали во взятии этой крепости. На строительство и охрану крепостей Азова и Таганрога правительство послало тысячи людей со всей России, в том числе и из курского края. Так, среди посланных 28 тысяч 900 человек работных людей было: курян – 1149, обоянцев – 898, суджанцев – 232, старооскольцев – 1010.
В Северной войне (1700-1721 годы), когда велась подготовка к Полтавской битве, в курском крае побывал сам Петр I. В середине XIX века еще сохранялся в слободе Борисовке (усадьбе Шереметева) домик Петра Великого: двухэтажный теремок из дуба, где царь прожил до шести недель перед Полтавской битвой. Возможно, проездом Петр был и в Курске. Известно донесение в Разрядный приказ от 1 декабря 1709 года, что в госпитале находились 2 майора, 2 капитана, 2 поручика, 27 унтер-офицеров, 802 гренадера, драгуна и солдата...
Военная реформа повлекла за собой и реформу административную, страна была разделена на губернии, а с 1719 года – на провинции и уезды. Курск между 1719 и 1727 годами вошел в состав Белгородской провинции вместе с приписными городами Обоянь, Яблонов, Карпов, Старый и Новый Оскол, Суджа и Мирополье. В состав Севской провинции вошли города Рыльск и Путивль.
В 1718 году правительство, проведя с помощью армии перепись населения, перешло от подворного налога к сбору подушной подати, ставшей основной формой государева тягла и увеличившей доходы казны в три раза. Подать собиралась три раза в год воинскими командами. Так, с крестьян Путивльского Молченского монастыря в декабре 1724 года подушная подать одного сбора составляла 27 копеек с души.
Северная война и потребности армии дали толчок развитию мануфактур. Помимо казенных, государственных мануфактур  частные лица также получили право открывать свое дело. Тем более что указами 1721, 1722 годов владельцы мануфактур получили право покупать крестьян к заводам, закреплять беглых за мануфактурами, не возвращать их бывшим владельцам. Так, в 1719 году купец Иван Дубровский подал прошение государю разрешить ему построить в селе Глушково суконный завод. Дубровский владел 13 окрестными деревнями, более 13 тысячами приписных крестьян. На фабрике работало более 450 человек. Однако купец, видимо, проявил своеволие: в течение 1722-1724 годов он не посылал отчеты и ведомости ни в Берг-коллегию, ни в Мануфактур-коллегию, вследствие чего в 1726-м была учинена проверка, Дубровский был взят под караул и допрошен в Малороссийской коллегии. Управление было отдано асессору Неелову, который, видимо, направлял отчеты (ревизские сказки) в центр регулярно. Известно, что на фабрике работали 4 мастера-иноземца с окладом 472 рубля в год да еще и с питанием; мука, соль, солод, сало, пиво, 3 свечи в сутки и другое. Русских же мастеров было 2, да еще 68 ткачей…
В петровскую эпоху дворяне за службу получали уже не землю во владение, а денежное вознаграждение. Однако за особые заслуги люди из окружения Петра I, «птенцы гнезда Петрова», продолжали получать крупные земельные владения вместе с крестьянами. Так, гетман Мазепа, граф Борис Петрович Шереметев, светлейший князь Александр Меншиков имели крупные земельные пожалования в разных уездах страны, в том числе и в курском крае. После смерти Петра I в Верховном Тайном Совете была учреждена комиссия для рассмотрения поданных на Меншикова жалоб и счетов. Рассмотрено было и прошение рыльского помещика Тимофея Никольникова о возврате ему захваченных Меншиковым крестьян деревни Ивановское.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...