Мы теперь богатые!
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В один из ласковых июньских дней уходящего года над деревней 2-я Воробьевка вдруг  раздалась музыка. В стиле «металл». Пожилые люди не любят рэп, попсу и металл – им подавай мелодичность, а не скрежет пилы или буханье барабана как молотка по железу. Но эту музыку воробьевцы слушали с благоговением. Для соседней деревни Никулино эта музыка тоже звучала, только отношение к ней было другое: «Ну вот – началось».    
А музыка была металлической в буквальном смысле слова: урчали трактора, самосвалы ссыпали гравий. К этим звукам  присоединились гулкие удары забивающих сваи машин. Люди слушали и радовались: музыкальная металлическая симфония  означала одно – во 2-ю Воробьевку начали прокладывать ДОРОГУ!
В соседнюю деревню Никулино ведет бетонка – ее жителям было не понять, чему так радовались их соседи за рекой.

Вековая мечта
Деревня 2-я Воробьевка особенная. Она разместилась на трех(!) речках. Вернее, на одной речке и двух реках. Какое богатство – три реки! У нас в области сотни деревень, где вообще нет ни одной речки. А тут сразу три! Из-под орловских полей течет Снова. В  нашей деревне она принимает в себя Моркость –  то ли большой ручей, то ли маленькую реку. И опять же у нас сливаются вместе Снова и хорошо знакомый курянам Тускарь.
Вся наша деревня состоит из шести маленьких деревенек – по две на каждую реку. А еще нашу 2-ю Воробьевку рассекает на две части самая  богатая в прошлом железная дорога из Москвы в Крым и Украину, в Грузию, Армению и Азербайджан, на кавказские Минводы и Сочи. Недалеко от нас – знаменитая Коренная пустынь, фетовская Воробьевка и Уколово, куда к брату приезжал сам Петр Ильич Чайковский.
Но это я увлекся. Вернемся к главному – трем речкам. Это ж какое богатое на купание и рыбалку, игры на льду детство было у наших ребятишек! Три реки – это россыпь лугов, сенокосы. «Шумит луговая овсяница» –  это писатель Евгений Носов почти о наших лугах.
Но часто богатство ходит рядом с горем. Если есть речка, должен быть и мост. Три речки – как минимум три моста. У нас в деревне должно быть пять мостов: два железнодорожных и три  автомобильных. Железнодорожные мосты в порядке – о них  речь не идет.
Полвека назад у нас были  деревянные мосты –  низкие, узкие. А разливы рек были мощными. Когда три реки выходят из себя, образуется море. И тогда наша деревня  становилась островом. Только на лодке можно подобраться. И пока речка не войдет в берега, ни «скорая», ни пожарка к нам не доберутся.
Мои односельчане боялись в такое время умирать (не в лодке же гроб переправлять через бушующие реки, да еще в ледоход!).
Время шло. Мосты деревянные сгнили… Новые государство строить не спешило. Оно в это время воздвигало Асуанскую плотину в Египте, металлургический завод  в Индии, отстраивало Варшаву, Будапешт и Берлин, а наши трактористы ездили на Кубу – землю пахать. Кстати, за восемь десятков лет советской власти в деревне были построены  ферма и финский сборный дом – директору школы. Не густо. Да, кстати, церковь переоборудовали под школу: маковку снесли и классы отгородили.
В семидесятые годы рядом с деревней возникла «стройка века» – Золотухинский сахарный завод. Как тогда говорили, самый крупный в Европе. Дорогу железную к нему протянули, поселок возвели с красивым названием Солнечный. До Никулино обустроили бетонку. А про нашу деревню забыли. Когда три колхоза объединили, 2-я Воробьевка стала неперспективной.
Чего только не было в нашей деревне! Не было электричества, магазина, медпункта, почты. На тысячу жителей ни одного телефона – ни в школе, ни у кого из селян. Случись что –  нужно бежать три километра в Никулино. Но на сахзавод нужно возить свеклу.  А как без мостов?
И мосты были построены, вернее, сооружены. Дешево, быстро и бессовестно. Тракторами столкнули в воду  бетонные трубы диаметром больше метра, а сверху присыпали землей и уплотнили. Все – езжайте, люди!
И ездили. После дождей было опасно перебираться на другую сторону – машина могла соскользнуть в реку и перевернуться. И часто шофер, прежде чем решиться на переправу, высаживал пассажиров. По весне даже маломощный паводок смывал землю и разбрасывал трубы. И вновь на месяц наша деревня становилась отрезанной от мира. По мосту даже на лошади было не проехать. И ведь никто не спешил ремонтировать этот горе-мост. Разве лишь местные мужики (а их все меньше оставалось в деревне) выходили и забивали ямы чем придется. До следующего ливня. За годы землю с берегов засыпали на мосты, а по сути в речку.
Деревня умирала. Многие не выдерживали и уезжали. Не обязательно в город, уезжали в другую деревню, где была дорога. Без школы и дороги деревне не житье. А оставшиеся  селяне надеялись, что дорогу когда-то сделают. Не может же умереть деревня в центре  России, в центре области и района!
Как-то заметили мужика без удочек, который ходил вдоль речки. Слух прошел – он смотрит, где дорога проляжет...
Два года назад в деревню провели газ. Ура-а-а-а-а!   А о дороге уже и мечтать перестали. Правда, случалось, что кто-то  что-то узнавал обнадеживающее, и люди радовались. Некоторые письма писали «наверх» и в газеты. А тут еще и железная дорога сократила число электричек...

Свершилось
И вот этим летом закипела работа. Этого ожидали  годами и все было  же неожиданно. Радость в деревне была такой, какой не было со времен 9 мая сорок пятого года.
– Ура-а-а! К нам тянут дорогу. Значит, мы не брошенные.
Земляки по мобильникам разнесли эту радость по всей России. И даже по ближнему и дальнему зарубежью.
Люди ходили на стройку,  как на экскурсию.
То, что они видели, многих изумило и даже озадачило. Мы мечтали хоть о какой-то дороге, лишь бы можно было проехать,  не застряв в грязи. А дорогу делали по всем правилам. Воробьевцы имеют теперь представление о том, как строятся  дороги и мосты. И многие до сих пор не могут поверить, что такая богатая дорога делается для  трехсот человек, живущих в Воробьевке.
* * *
Недавно я проехал и прошагал по новой дороге. Шел и радовался –  это моя родная деревенька! В последние двадцать лет я никуда не езжу в отпуск. Только во 2-ю Воробьевку – мой родной корень. Не нужны мне ни Египет, ни Испания, никто не нужен –  туда не тянет. А в деревню – как магнитом.
Мы говорим спасибо всем, кто принял решение о сооружении дороги, и тем, кто ее строил. Пусть и у них  дорога будет светлой!
К СЛОВУ
В Курской области в уходящем году планировалось ввести в эксплуатацию 16,2 километра новых автодорог.
На дороги региона было выделено свыше 5 млрд рублей. На этот сезон власть  наметила  строительство третьего этапа юго-восточного обхода Курска, ввод которого предполагается  на 2016 году.
Планировалось завершить реконструкцию трассы «Курск-Шумаково-Полевая-Лебяжье» и построить почти 15 километров дорог общего пользования в Горшеченском, Обоянском, Золотухинском и Фатежском районах.
Ремонтные работы затронули 300 километров автодорог региона.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...