Светлана ХАРИЧКИНА: Покупатель всегда прав!
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Тема защиты прав потребителей актуальна всегда. Потому что все мы выступаем в роли  либо производителей, либо покупателей. Оказав кому-то услугу или добросовестно исполнив работу, мы вправе требовать уважительного отношения к себе. Однако потребителям иногда приходится сталкиваться с недобросовестными производителями товаров и услуг.    
В преддверии знаковой даты «ГИ» пообщались на эту тему с директором департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации города Светланой ХАРИЧКИНОЙ.
– Светлана Мирчевна, правило «потребитель всегда прав» сегодня работает?
– В соответствии с действующим законом «О защите прав потребителей» продавец обязан продать человеку, который пришел к нему в магазин, качественную продукцию, предоставить информацию о ней. На практике это выглядит как раз наоборот – продавец спешит избавиться от некачественной вещи и не рассказывают всю правду о ее качествах и свойствах. Даже когда скрытые недостатки выявлены, продавец (исполнитель, производитель) не спешит устранить их, а как раз наоборот идет на открытую конфронтацию, тем самым усугубляя негативное отношение к себе. В результате срабатывает золотое правило – «потребитель всегда прав», и, доведя дело до суда, покупатель становится победителем.
– С какими вопросами обращаются куряне?
–   В прошлом году в отдел защиты прав потребителей поступило 731 обращение. Связаны они с правонарушениями, возникающими между покупателями и продавцами (изготовителями, исполнителями) при продаже, выполнении работ, услуг. 75% касаются вопросов торговли, 7,8% – изготовления (установки) оконных и дверных блоков, 17,2% – вопросы, связанные с предоставлением услуг связи, бытовых, коммунальных, туристических и экскурсионных.
Из общего количества обращений горожан по вопросам торговли более половины  претензий возникало при приобретении некачественных мобильных телефонов. Чуть меньше жалоб на технически сложные товары бытового назначения (30%), намного меньше –  на обувь,  мебель. Наши специалисты оказывали практическую помощь по порядку составления и предъявления письменных претензий. В ходе досудебных разбирательств составлена 331 претензия. В порядке компенсации убытков населению с помощью отдела в добровольном порядке возвращено более миллиона рублей.
– Как сдать  технически сложный товар с дефектом?
– Покупатель имеет право вернуть технически сложный товар (автомобиль, крупную бытовую технику, компьютер), даже если обнаружится незначительный брак. Если вы купили телефон, который не звонит, не отправляет sms, или автомобиль, который не заводится, – поторопитесь, в течение 15 дней этот товар вы вернете.
– Какие требования предъявляются сервисному центру?
– Ни один некачественный телевизор или будильник не должен остаться без внимания. Сервисный центр, принимая на ремонт поломанную бытовую технику, заведет на нее карточку. Специалисты центра обязаны написать дату приема, наименование, что было в нем отремонтировано, какие детали заменены, когда вернули клиенту. Сервисный центр заинтересован быстро отремонтировать то, что ему принесли. Максимальный срок ремонта – 45 дней.
– А что, если в магазине не признают наступление гарантийного случая?
– Продавец вправе провести проверку качества бракованной покупки, в которой вам желательно принять участие. Если по ее результатам недостатков не выявлено, либо причиной их возникновения указали ваши действия, требуйте проведения экспертизы  за счет продавца. Она проводится в срок от 10 до 45 дней. Требование о проведении экспертизы товара подается в письменной форме.
– Как туристам возвращают деньги за несостоявшийся отдых?
– Туристам через суд возвращают деньги за отмененные туры в Египет, компенсируют и  моральный ущерб. Напомню, после того как отменили авиасообщение с этой страной,   туристам предлагали заменить путевки, «заморозить» деньги или подождать, когда полеты возобновят. Еще один вариант – аннулировать тур и вернуть деньги. Туроператоры сообщали, что полная стоимость поездки не будет возвращена, ссылаясь на Гражданский кодекс, который позволяет не компенсировать расходы в случае форс-мажора. Ростуризм поддержал эту позицию в своем официальном сообщении. А суд становится на сторону туристов, возмещая истцам полную стоимость  посещения страны.
– Весна, куряне меняют окна, двери. И бывают недовольны результатом. Как избежать негативных последствий?
– Выбирайте компании, которые работают «под ключ». Замером, изготовлением окон,  доставкой, монтажом и гарантийным обслуживанием должна заниматься одна организация. Потребуйте, чтобы они заключили договор купли-продажи на оконную конструкцию. Договор должен быть и на исполнение работ по монтажу, причем не в устной, а письменной форме. Помните, что в нем должны указать  количество изделий, наименование и размер, цены, порядок оплаты, сроки и гарантийные обязательства по качеству окна.
Если вы недовольны покупкой, качеством оказанных услуг и не знаете, как доказать правоту, обращайтесь в департамент развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей по адресу: Курск, Радищева, 5, офис 608. Телефон  74-02-56. Весеннего вам настроения и приятных покупок!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...