Эльза Кожанова о призвании, химии и счастье
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Эльза Кожанова о призвании, химии и счастье


В  этом году  областная Дума присвоила учителю химии лицея №6 Эльзе Алексеевне Кожановой звание Почетного гражданина Курской области.
    
В данном почетном списке – Герой Советского Союза Михаил Булатов, генерал Михаил Овсянников, митрополит Ювеналий, Герой Социалистического Труда Фрол Кемайкин, олимпийские чемпионы Александр Поветкин и Евгения Ламонова, артисты Владимир Винокур и Лев Лещенко, музыкант Леонид Винцкевич… Много достойных людей, и впервые – учительница.
Эльзу Алексеевну хорошо знают далеко за пределами области и даже страны. Она живая легенда образования, как говорится, учитель от Бога. Ее опыт  используют педагоги России. Среди ее учеников много докторов наук, профессоров, ведущих специалистов научного мира.
Кожанова – заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии общественного признания  «Антоновка», Почетный работник науки и образования Курской области, награждена памятным знаком «За труды и Отечество», лауреат премии «Признание» в номинации «Педагогическое мастерство учителя».
Слава славою, это приятно, но главное – Эльза Алексеевна уважаема учениками и родителями.
– Заканчивается учебный год. Какой по счету он у вас?
– Считайте: я закончила институт в 1958-м.
– Вот это да! Пятьдесят восемь лет. Ваши первые ученики уже стали бабушками и дедушками. А сейчас вы учите их внуков!
– Да, как-то подходит ко мне ученица и  говорит: «А вы мою бабушку учили, она мне рассказывала».
– Сильно изменились ученики за эти годы?
– Все очень изменилось. И ученики, и учителя, и родители. Страна изменилась.  Жизнь изменилась. Мы приходили в школу и от учителя получали знания об окружающем мире, истории страны. Все для нас было ново и интересно. Сейчас ребенок приходит в школу с багажом знаний, полученных из телевизора, компьютера, всякого рода техники, поэтому их труднее удивить, увлечь, заинтересовать. Они часто относятся к процессу обучения  прагматично, у них новый взгляд на жизнь, иные жизненные интересы. К счастью, есть категория детей  увлеченных, стремящихся докопаться до истины, радующая учителя осведомленностью в различных областях науки и техники, в новинках художественной литературы. Именно они приносят славу лицею, а затем, надеюсь, принесут славу и стране.
–  Сейчас работать труднее, чем раньше?
–  Если  к работе относиться  серьезно и ответственно, трудно всегда. И трудности тоже меняются. Жизнь вносит коррективы. Когда-то школа много внимания уделяла не только  обучению, но и воспитанию ребенка. В  последние два десятка лет  посчитали, что  школа должна давать только знания. Сейчас  все-таки поняли, что эти две задачи нельзя разъединять, они как два крыла у птицы.
– Эльза Алексеевна, а почему именно учитель? Помню, вы говорили, что после школы хотели стать артисткой.
– Да, мечтала стать  учительницей или артисткой. Сказалось влияние отца. Вначале он работал учителем и очень увлекался театром, даже  играл в любительских спектаклях. Я тоже с детства участвовала в художественной самодеятельности и в школьных спектаклях. Нравилась и профессия учителя. Когда вопрос о выборе профессии встал ребром, отец, зная о моих метаниях, сказал: «Лучше быть хорошим  учителем, чем плохой артисткой». И это для меня было убедительно.
– Но, почему именно химия?
– Это влияние уже учительницы химии. Я тогда жила в Лукашовке. И учила  нас выпускница химико-технологического института Нина Васильевна Бабаскина.  Вот она и поставила точку в моих колебаниях – только учительницей и непременно химиком.
– Какой институт заканчивали?
– Курский пединститут.
– На самом деле мы, наверное, много раз пересекались в коридорах вуза. Физмат занимал третий этаж, ваш факультет – четвертый.  Нас объединяли  спортивные соревнования и художественная самодеятельность. У нас даже было отделение физики и химии.
– Это уже после меня. На мой взгляд, это было  умное решение, ибо физика и химия очень тесно связаны.
– Обычно после института  молодые учителя проходят сложный путь становления, поиска «своей» школы. Вы и шестая связаны неразрывно. Когда говорят о лицее №6, сразу вспоминают ваше имя. А до этого где работали?
– Начинала учительницей химии  и биологии в сельской школе в Белоруссии, затем в школе рабочей молодежи  №12  в поселке Волокно и в 29-й в Рышково. Такой вот неблизкий путь до 6-й. Она стала для меня вторым домом, в ней прошло мое становление как учителя, в ней учились мои дочери, внуки. В ней работала учителем биологии старшая дочь Татьяна Кожанова. Здесь я работаю сорок три года.
– Когда почувствовали, что вы на верном пути и мысленно поблагодарили школьную учительницу Нину Васильевну Бабаскину?
– Когда видела блеск в глазах учеников, заинтересованность и увлеченность. Появились победители сначала городских, потом областных и республиканских олимпиад. Мой ученик Игорь Плохих трижды был победителем всероссийских олимпиад и занял третье место в международной в Баку. Радует и то, что многие ученики  связали жизнь с химией: стали докторами наук, инженерами-технологами на химических предприятиях, учителями химии, фармацевтами, врачами.
– Почти у каждого предметника есть классное руководство. Некоторые учителя относятся к нему как к нагрузке, от которой хорошо бы избавиться. Как у вас складывались отношения со своими классами?
(Эльза Алексеевна показывает альбомы, которые оставляют ученики, покидая школу. На одном из них: «Назначаю тебе свидание, наш товарищ 10-й класс!» В каждом из них история класса, школы и страны. Она хранит бережно  фотографии, рисунки, стихи учеников).
– Без классного руководства учитель не может полностью реализовать свои возможности. Мы  с классом ездили  по местам партизанской славы, путешествовали по родному краю, встречались с интересными людьми, участниками партизанского движения в Курской области, артистами, научными работниками, спорили на диспутах, работали в колхозах, на воскресниках – жили интересно, насыщенно. Когда нынешние ученики рассматривают эти альбомы, говорят: «Завидуем вашим бывшим ученикам. У них была интересная жизнь».
–  В свободное время чем занимаетесь?
–  Раньше семьей много путешествовали. Объездили почти всю европейскую часть страны. Заслуженно получила значок «Турист СССР». Ходила в горы. Люблю общаться со своими детьми, внуками, а сейчас с правнуком. А еще люблю… решать задачи – надо быть в форме, читаю научную  и художественную литературу. Люблю слушать русские песни.
– Что вы вкладываете в понятие счастья и можете ли сказать, что счастливы?

После раздумий...
–  Счастье,  когда в стране и семье – мир и благополучие. Когда все здоровы и понимают друг друга. Счастье – когда занимаешься любимым делом. Жизнь награждала меня, но были и  потери:  родители, любимые муж и дочь Татьяна. Радует то, что я еще работаю, нужна   родным и друзьям.
– Большое спасибо за беседу, Счастья вам, здоровья и долголетия в радость.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...