«Ступени» для незрячих
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


«Вы меня не любите! Вы просто избавились от инвалида!» – спустя пять дней пребывания в школе-интернате другого региона выкрикивал в лицо матери 14-летний подросток, потерявший зрение после травмы.    
Что говорить о «слепышах»-первоклассниках, оторванных от семьи? Пять лет назад появилась возможность учить незрячих детей в Курске, и их родители облегченно вздохнули.
Школе «Ступени» удивляешься, не успев переступить порога: широкое крыльцо с чугунными кованными арками больше напоминает беседку в парке, чем парадный вход в казенное образовательное учреждение. После общения с преподавательским коллективом и детьми лишний раз убеждаешься в правоте высказывания: первые впечатления – самые правильные. «Ступени» – необычная школа.
– Существовавший с 1998 года класс охраны зрения на базе школы №57 был рассчитан только на слабовидящих учеников. Поэтому «Ступени» в нашем регионе – первопроходцы в сфере образовательных услуг для детей с серьезными патологиями глаз, – рассказывает директор школы Оксана Фатеева. – В 2010 году мы начинали с двух незрячих учеников. Преподаватели освоили систему письма по Брайлю, ездили за опытом в соседние области, прошли курсы повышения квалификации у приглашенных в Курск специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии  образования.
На деньги, выделенные по программе «Доступная среда», в школе оборудовали тактильные дорожки, поручни, закупили ноутбуки со специальными сервисами для незрячих, принтер, печатающий брайлевским текстом. С появлением   учеников тотально слепых и с остаточным зрением у педагогов родилось множество идей по созданию специальных пособий. Как, например, невидящему ребенку преподавать геометрию? Мне показывают обычную пластиковую папку с файлами, в каждом – инновационное решение этой проблемы. Внутри файлов – тактильные геометрические фигуры, которые можно «видеть» руками: треугольник из коктейльных трубочек, квадрат из пластилина, окружность, нарисованная витражными красками, некоторые фигуры прострочены на швейной машинке или выбиты иголкой.
Но до геометрии надо еще дойти. Слепые с рождения дети не имеют представления об окружающем мире. Как объяснить ребенку, как выглядит пятиэтажный дом или проехавший мимо грузовик? На помощь приходят чудо-книжки с рельефными рисунками, объемные схемы городских кварталов и жилищ, которые можно собирать из отдельных элементов. Для выработки абстрактного представления пространства используют план-аппликацию, разработанную американцами: незрячий обследует класс на ощупь, а потом самостоятельно составляет его схему, прикрепляя к полотну прямоугольники на липучках, изображающие парты и шкафы, кружочки, обозначающие цветы в кадках и так далее. В «Ступенях» малышей учат даже завязывать шнурки и застегивать молнии.
Особая гордость школы – спортивный зал. Для слепых здесь оборудована система пространственной ориентации из канатов и шнуров, с помощью которой дети передвигаются без посторонней помощи и самостоятельно выполняют упражнения, например, броски мяча в цель. Это возможно, если правильно подойти к задаче. Мишень с колокольчиком вешают на канате на уровне груди ребенка, дают ему потрогать ее руками, затем юный спортсмен отходит от мишени на 5-7 шагов и бросает в нее мяч. Если раздался звон, радость не унять!
Сейчас в «Ступенях» 12  незрячих и слабовидящих учеников. Многие курские тотально слепые дети, начав обучаться в Липецкой школе-интернате, так и остались там. Липецкая коррекционная школа создавалась десятилетиями, там сложились прекрасный преподавательский состав и хорошая материальная база: от подсобного хозяйства до загородного лагеря.
– Когда родители приводят к нам детей, мы предупреждаем, что до соседей нам еще расти и расти, – говорит Оксана Фатеева.
Тем не менее первые курские незрячие ученики «Ступеней» уже выходят на финишную прямую обучения. Десятиклассники усиленно занимаются музыкой и планируют поступить в музыкальное училище слепых. Технический прогресс сделал доступной для незрячих профессию программиста, и некоторые ребята готовятся к поступлению в техникум по специальности «Компьютерная безопасность». При этом школьники имеют возможность ежедневно возвращаться домой, где их окружает любовь и забота близких.
P.S. Об обучении в «Ступенях» детей с другими видами заболеваний читайте в следующем  номере «ГИ».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...