Трудолюбие – главный талант
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Накануне Дня России гость «ГИ» – удивительный человек, почетный гражданин Курска Николай   Солодухин.    
С удовольствием перечислим его титулы и достижения: заслуженный мастер спорта по дзюдо, чемпион  Олимпийских игр в Москве, дважды чемпион мира, победитель соревнований Дружбы, которые приравнивались в нашей стране к Олимпийским играм, победитель Кубка мира, чемпион Европы и пятикратный чемпион СССР, кавалер орденов  Дружбы и  Трудового Красного Знамени, подполковник милиции.
Специалисты дзюдо признали Николая Солодухина лучшим советским и  российским борцом ХХ века. Прошло 16 лет нового века, но превзойти достижения курянина и даже повторить их не удалось никому.
Давно я мечтал о встрече с прославленным спортсменом, но какое-то время Николай Иванович оставался в тени, не появлялся на соревнованиях по дзюдо. Но вот в мае он был в числе почетных гостей на  Мемориале Героев Курской битвы. Договорились о встрече. Он назвал адрес и сказал: «Приходите, когда вам удобно, я все время дома».
Прост, улыбчив и весел. Его дом на улице Триумфальной – в двух километрах от проспекта Победы. Улица тихая, солнечная, почти на берегу Тускари.
– Дом строил сам, – так началась  беседа. – Это уже третий в моей жизни.
– А первый?
– Первый я построил родителям. Каменный, с отоплением и русской печью. Чем очень горжусь. Второй – дача.
Малая родина Николая – село Парсеково под Железногорском. У Ивана Александровича и Нины Григорьевны было семеро детей. Мама – колхозница, отец – строитель. Николай был старшим из мужиков в семье.
– Детство было трудным, – вспоминает собеседник. – В прежнем отцовском доме не было деревянных полов, а зимы были не в пример теперешним – холодные! Не было электричества. Уроки приходилось  делать при свете керосиновых ламп.
Жизнь парнишки могла оборваться в детстве. Николая ударило током. Очнулся на руках у плачущей матери часа через два. Переодетый во все чистое – собирались хоронить. «Мам, почему ты плачешь?»  – спросил и снова потерял сознание.
– Долго  приходил в себя. Спустя годы понял, что Всевышний сохранил меня для чего-то важного, – улыбается Николай Иванович.
Восточная мудрость гласит: если в начале пути случилась незадача, то оставшийся путь будет удачным.
– В школу я пошел в шесть лет, – говорит спортсмен. – Характером был ершист и непоседлив. Уроки не всегда учил. Педагоги со мной мучились. Не  любил уступать ни в чем и никому – ни в играх, ни в драке. На семейном совете было решено отдать меня на воспитание дедушке и бабушке, которые жили рядом в деревне Волково.
Дедушка Григорий Петрович «поправил» характер внука и научил его математике. И захотел  Николай поступать в Орловский строительный техникум. Почему не в курский? Дело в том, что географически Железногорск ближе к Орлу. Первоначально орловские руководители хотели сделать его своим – орловским.
Так вот, математику Коля сдал на «пять» – спасибо дедушке. А русский...
Страшно подумать, что бы было, если бы Коля сдал русский хотя бы на «тройку». Вариантов – два. Один – не было бы у нас знаменитого борца  мирового класса, потому что в Орле не было ни секции, ни соревнований. Вариант второй – титулы и звания «уплыли» бы в Орел из Курска, и был бы Солодухин почетным жителем Орла. Для страны особой беды не было бы, а вот для Курской области...
На экзаменах Коля узнал, что в Железногорске  есть хорошая секция самбо. Солодухин бредил борьбой – самбо, вольной, классической (о дзюдо еще не  слышали). Коля вернулся в Железногорск, поступил в школу и секцию самбо. Первый тренер Вячеслав Бородин потом порекомендовал его курскому тренеру Михаилу Скрыпову.
Так, в 16 лет Николай начал заниматься спортом. По нынешним меркам – поздновато.  Когда Солодухин приехал в Курск и пришел к тренеру Михаилу Скрыпову, тот, узнав о возрасте, покачал головой – поздновато.
– Но я уже выиграл первое место в области по самбо, – кинул козырь мальчишка.
И сработало. Скрыпов поговорил с Николаем, узнал про деревенское детство (сам из деревенских) и принял в секцию.
И начался еще один этап жизни  Солодухина – яркий, нелегкий, но он привел его на самую высокую гору спортивной славы – чемпиона Олимпийских игр.
В Курске Николай поступил в  СПТУ-15  на чертежника. В институт не решился. Учился и тренировался.
Потрясающая работоспособность на грани самоистязания, деревенская смекалка, хороший фундамент детских игр – на этой почве выросли успехи борца в новом  виде – дзюдо. Он не просто много тренировался. Он умно тренировался. Вел дневник, куда вносил новое, что получал в жизни, проводил эксперименты над собой. И много думал о психологии спорта, в частности, борьбы дзюдо, о настрое на каждую схватку, о мотивации. Он реально оценивал возможности и из каждого поражения делал выводы, искал причины. Пришли и первые победы внутри страны. В 1974 году Солодухин выполнил норму мастера спорта СССР.
Его призвали в армию. Но Скрыпов и динамовцы уговорили военкомат разрешить  парню служить в родном городе, где была бы возможность тренироваться. Главный довод тренера: Солодухин – талантливый парень, и скоро он себя покажет.
Первый выезд за рубеж и сразу... в Рио-де-Жанейро.
– Все у меня было впервые, – вспоминает Николай. – И первый полет на самолете, и Африка, где делали остановку, и Рио-де-Жанейро, Бразилия, пляжи, океан. Сюда стремился Остап Бендер и не попал. А я здесь! Когда вышел на татами, от пережитого и от потрясающего шума с трибун у меня ноги дрожали. А тут еще врач за полчаса дал какие-то две желтые таблетки, и я вышел  как во сне, мало что соображая. Больше никогда не принимал подозрительных таблеток. Никогда. Тот бой бразильцу Геру я проиграл... Как переживал! Мне доверили, меня послали через всю планету на соревнования. А я...
Этот бой стал началом нового отношения и к тренировкам, и к соревнованиям.
– Понял – в схватке никто не поможет тебе – ни тренер, ни трибуны. Только ты сам, – говорит спортсмен.
Он стал еще больше пахать на тренировках. Искать что-то свое – подключать легкую атлетику, штангу.
В 1976-м Солодухин уже был первым номером в весе до 65 килограммов и первым кандидатом в олимпийскую сборную страны. Подготовка отличная... Но судьба сказала – рано еще: Коля получил травму. В Монреале «золото» на Олимпиаде заработал кубинец Эктор Родригес. За год до этого в Курске проходил турнир Россия–Куба–Курск. И Николай из зала смотрел, как мулат  бросал на татами курских ребят. Но его время еще не пришло.
К московской Олимпиаде Николай подошел уже известным на весь мир атлетом. Он стал чемпионом мира в Париже, и страна ожидала от курянина золотую медаль.
Мы с Николаем  много говорили о 31 июле 1980 года..  Это был звездный день Солодухина. И немного мой – осуществилась мечта попасть на Олимпийские игры журналистом. Правда, неаккредитованным. Но все же! Я переживал за земляка,  как и десяток тысяч болельщиков в Лужниках.
Первая схватка  Солодухина в Москве была с Эктором Родригесом – олимпийским чемпионом Монреаля. Как ревели трибуны во время этой схватки. Все кричали: «Ко-ля, Ко-ля!» - было много курян и железногорцев на этих соревнованиях. Коля откликнулся и победил досрочно. Тогда подумал: «Будущий олимпийский чемпион выиграл у предыдущего». Затем были чех Кршич, болгарин Недков и немец Райсманн, которому Солодухин проиграл на чемпионате Европы накануне. Но  Колю было не остановить. И немец не дотерпел до финала – чистое поражение. Так наш  спортсмен вышел в финал, уже имея в кармане  как минимум «серебро». Но народ ждал «золота». И Николай выиграл у монгола Дамдина.
Мне благодаря Солодухину удалось попасть на пресс-конференцию. Милиционер не пускал –не положено, но вышел сам  Коля Солодухин – чемпион Олимпиады! Увидел меня, сказал свое знаменитое: «О-о!». Мы обнялись. И милиционер дрогнул: иди, мол, раз он тебя знает.
– После той победы я решил, что больше бороться не буду, – вспоминает чемпион. – Четыре высших награды – Олимпиады, мира, Европы и СССР – есть. Устал страшно от напряжения последних лет. Почти год не тренировался. Но тут звонок из Москвы – приезжай, поедешь на чемпионат СССР. Посмотришь, с ребятами пообщаешься. А в конце тренер ЦС «Динамо» говорит: «Видишь, в твоем весе плохо. Некого за рубеж посылать. Давай-ка впрягайся в еще один олимпийский цикл».  Уговорил!
В 1983 году  чемпионат мира проходил в Москве. И в финале – наш Солодухин и японец Мацуока. Коля выиграл и стал двукратным чемпионом мира. Он был готов сражаться за вторую золотую олимпийскую медаль в Лос-Анджелесе.
Но наша страна и  другие государства соцлагеря бойкотировали американскую Олимпиаду.
– Было очень обидно, – говорит Солодухин. – На протяжении трех олимпийских циклов я был первым претендентом на золотые медали. Но только раз использовал шанс – то травма, то политика. Хотя  руководство страны подсластило горькую пилюлю спортсменам – организовало альтернативные  Игры доброй воли. За победу давали звание заслуженного мастера спорта и обещали помочь купить  (не подарить!) «Волгу».
– Курянин Юра Меркулов выиграл «золото» и стал заслуженным, – рассказывает Николай Иванович. – У меня это звание уже было. На Играх доброй воли я занял первое место и как бы стал двукратным чемпионом Олимпийских игр – в Лос-Анджелесе одержал победу над Мацуока, который мне проиграл в Москве.
После соревнований Дружбы он не тренировался. Но нельзя резко бросать спорт, ведь организм привык к большим нагрузкам – надо снижать их постепенно. Солодухин бегал кроссы и «баловался» со штангой.
– Многие спортсмены тяжело переносят прощание с большим спортом. Будучи трудоголиками тяжело переносят уход на пенсию. Каким у вас был этот переход?
– Нормальным. Переживают в основном те, кто не смог достичь того, о чем мечтал. Это как уйти со званого обеда полуголодным. Я достиг всего, о чем даже не мечтал в юности. И  организму требовался отдых от бешеных нагрузок и строжайшего режима дня. Помню, на сборах  главный тренер Свищев ввел такой режим – полтора часа тренировка, два часа отдыха, снова тренировка и два часа отдыха. И так двое суток. Аж губы потрескались. Не всегда ориентировались, какое число и день недели... Хотелось отдыха. Но не дали долго быть пенсионером. Как-то раздался звонок из Международной федерации дзюдо – учредили новый турнир – Кубок мира, хотели видеть меня в команде Европы.

Солодухин приглашение принял и в который раз поехал в Париж. За счет прежнего  багажа выиграл три схватки у дзюдоистов из Азии, Африки, Австралии. И еще один титул – обладатель Кубка мира – оказался нелишним в коллекции.
Теперь Николай Иванович простился с соревнованиями, режимом, тренировками. Он – спортивный пенсионер. Надо думать, как жить дальше. Родное спортобщество «Динамо» предложило стать детским тренером. К нему записалось столько детей, что ни о какой индивидуальной работе и речи быть не могло! По словам самого тренера,  он совершил ошибку – наиболее строптивых и непокорных, которые мешают другим тренироваться, старался отчислить, хотя понимал, что из ершистых и выходят чемпионы (сам такой).
После большого спорта начались будни милицейской службы. Под его началом были четыре отделения милиции, он занимался физической подготовкой сотрудников. Получил звание подполковника милиции и мог спокойно отдыхать на пенсии. Но отдых ему только снился. Николай получил приглашение из Испании поработать с молодежной и взрослой сборными. С удовольствием вспоминает испанские дни. Язык освоил, на банкетах рассказывал по-испански русские анекдоты. Работалось весело и с пользой. Но надо было делать выбор, ведь дома в Курске осталась семья. Растут дети, не достроен дом. Надо возвращаться!
– Благодарен спорту, – признается Николай Иванович. – Не знаю, как бы сложился жизненный путь без спорта, был бы он таким ярким... Часто думал: я – простой мальчишка из деревни – увидел мир. Шесть раз был в Париже и Японии, да и на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Встречался с людьми многих стран. Меня наградили двумя орденами.
* * *
Сейчас Николай Иванович «бросил якорь» на курской улице Триумфальной. Может, неслучайно это название улицы после триумфального спортивного пути. Наконец, он получил долгожданный отдых. Правда, внештатная должность уличкома не дает расслабиться.
У Николая Ивановича две оранжереи, большой огород: картошка, помидоры, капуста, огурцы, цветы...
Интересно, что другой олимпийский чемпион Валерий Чаплыгин тоже с удовольствием работает на земле, сменив многоквартирный дом на   домик в  Суворовском переулке.
Но когда приглашают на  соревнования в качестве почетного гостя, охотно отзывается.
...Семью Николая постигло большое горе – ушла из жизни супруга Ирина.
У него двое детей – Евгений (родился в год московской Олимпиады) и Татьяна, внуки Федя и Ваня,   внучка Викуля. Теперь все внимание им – продолжателям солодухинского рода.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...