Газета «Городские Известия» № 3952 от 05 января 2017

Первые картины света

Сколько новогодних снимков пополнят ваш семейный альбом? Скажете, это моветон – печатать фотографии в век, когда их заливают в соцсети? А ведь когда-то фотография была таинством. И о том, что снимок самого себя (сэлфи) в мгновение увидит весь мир, создатели фотографии даже и не думали!

Когда говорят об изобретении  фотографии, первым вспоминают Луи Дагерра, а имена  Уильяма Тальбота и Жозефа Ньепса обычно остаются в тени. Кто же создал первое фото? Каким оно было? Предлагаем вместе с «ГИ» отмотать пару столетий назад и понаблюдать за изобретением фотографии.
За два века существования фотография так прочно влилась в нашу жизнь, что представить современный мир без нее невозможно. Мы видим ее в галереях, на рекламных щитах и сотнями производим сами. Но фотографическое «детство» было совсем другим: изобретение светописи потрясло мир. Некоторые говорили, что фотография вытеснит живопись (с карманными портретами так и произошло), другие пророчили ей блестящий путь в науке. И те, и другие оказались правы, но до массового распространения фототехники изобретателям предстояло пройти долгий путь.
Сейчас сделать фото можно за секунду, а когда-то на съемку одного кадра уходило до восьми часов, при этом первые снимки больше походили на литографию или гравюру. Первый сохранившийся «рисунок света» представляет собой небольшую металлическую пластину с нечетким рельефным изображением угловатых зданий. Это вид из окна француза Жозефа Ньепса. За три года военной карьеры он дослужился до поручика, потом перешел на административный пост. В начале XIX века Ньепс оставил службу и вернулся в родной город Шалон-сюр-Сон. Здесь он занялся изобретательством: увлекся созданием двигателя, работающего на нагретом воздухе (опыты прошли успешно), а потом его внимание привлекла гравюра. Не найдя для литографии подходящий камень,  решил заменить его металлической пластиной, а чуть позже загорелся идеей закрепить на этой пластине световое изображение. Ньепс использовал для этого камеру-обскуру – древнее изобретение, позволяющее фиксировать световой рисунок. По сути это непроницаемый для света деревянный ящик с небольшим отверстием в одной стенке, напротив которой и закреплялась металлическая пластина. Ньепс покрыл ее природным асфальтом, который твердел под действием света, а остававшиеся в тени части смывал смесью нефти и лавандового масла. Получалось нечеткое инверсионное изображение – темные части были светлыми и наоборот.

Первый кадр!
В мае 1816 года Ньепс писал брату: «Я получил на листе бумаги изображение всего птичника, а также и оконных рам, менее освещенных, чем находящиеся за окном предметы». Десять лет спустя  в другой части Франции светописью увлекся художник-декоратор Луи Дагерр. Он создавал диорамы из картин: изображения были написаны на обеих сторонах полотна, и благодаря переключающейся подсветке на них проступали разные слои. Дагерр был заворожен светописью, он загорелся идеей усовершенствовать камеру-обскуру, чтобы сохранить световой рисунок. В то время он часто посещал в Париже магазин оптика Шарля Шевалье. В 1826 году к Шевалье зашел солидный военный, поинтересовался камерами и объяснил, что делает покупки для брата Нисефора Ньепса, который безвылазно живет в имении в Шаломе и проводит опыты по гелиографии (именно так Ньепс называл свое изобретение). Шевалье записал адрес изобретателя и поделился им с Дагерром. Завязалась активная переписка, через год они встретились, а 1829-м  заключили договор об образовании совместной компании. К договору прилагалась записка с описанием метода Ньепса. Начались годы упорного труда. В 1831 году Дагерр в письме Ньепсу рассказал об открытии светочувствительности йодистого серебра. Увы, но опыты Ньепса в этом направлении не увенчались  успехом, о чем он сожалел до конца жизни. В 1833-м его не стало, и Дагерр продолжил работу в одиночестве. После смерти отца в права владения компанией вступил сын Ньепса Исидор. Через пару лет Дагерр открыл проявочные свойства ртути и тут же поделился с Ньепсом-сыном новым открытием. Сохранилось сделанное Дагерром изображение «Студия художника», четкое и детальное. Съемка проходила чуть более 10 минут. В 1837 году Дагерр и Исидор заключили новое соглашение, согласно которому метод получал имя Дагерра, но должен публиковаться совместно с описанием метода Ньепса. Однако вслед за изобретением не последовали золотые горы и слава. Компания пропадала без финансирования, пока Дагерр не познакомился с физиком и политиком Домиником Араго. Именно он заявил, что такое изобретение должно стать общедоступным, и помог в заключении соглашения с министром внутренних дел Британии Таннеги Дюшателем о передаче государству прав на новый метод. Взамен Дагерр и Исидор Ньепс получали ежегодные пожизненные пенсии для дальнейшего развития фотографии. В 1839 году британский парламент принял соответствующий законопроект. Дагерр стал знаменитостью, получил финансирование. В докладе перед французской палатой депутатов Араго объяснял, насколько удобной может быть фотография для художников, особенно в изготовлении эскизов, рассказывал, что абсолютно любой человек без технических навыков и художественного образования может сделать дагерротип. Он настаивал, что вскоре с помощью фотографии можно будет сделать снимок Луны, а ее использование в метеорологии, топографии, медицине и физике безгранично.
Позитив и негатив
К сожалению, Дагерру и Ньепсу не удалось совершить другое важное открытие – научиться увеличивать дагерротипы и делать их копии. Эта заслуга принадлежит английскому аристократу Уильяму Тальботу. В 1834 году он начал опыты по закреплению светового изображения на бумаге: пропитывал бумагу раствором поваренной соли, потом сушил и окунал в раствор азотнокислого серебра. Но бумага не была достаточно светочувствительной, и даже многочасовая выдержка не давала результата. Чуть позже благодаря химическим опытам удалось улучшить результат, но Тальбот забросил эксперименты. Известие об открытии Дагерра в 1839-м подтолкнуло к возобновлению исследований.  Тальбот с удвоенной силой трудился над изобретением и в 1840 году открыл метод копирования снимков. Изобретение было названо калотипией и запатентовано. Рисунок фиксировался на йодо-серебряной бумаге, которую Тальбот проявлял при помощи нитрата серебра и фиксировал тиосульфатом натрия. Потом он начал делать негативы прозрачными – опускал их в емкость с воском. Оставалось только наложить прозрачный негатив на йодо-серебряную бумагу, экспонировать – и позитивный отпечаток готов! Заслуга Тальбота состоит в изобретении двухступенчатого метода получения фотоснимков, а также в создании праобраза фотоувеличителя.
Каждый этап в изобретении фотографии быстро становился известен миру. Людей очаровывала четкость отпечатков: их воспринимали как документ, в точности передающий реальность, неопровержимое доказательство о существовании чего-то, свидетельство момента: «Это было!». В фотографии была магия, аура, отпечатки несли в себе физический след окружающей реальности и завораживали людей. Кроме того, предприимчивые люди сразу сообразили, что фотодело может приносить доход. Так, уже в 1850-х годах первые фотоателье открылись в Курске. Об их владельцах и первых курских фотографах читайте в следующих номерах «ГИ».

Ольга СВЕТЛОВА.
По материалам книги С. Евгенова «100 лет фотографии 1839-1939. Дагер, Ньепс, Тальбот».

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 85faff6c5b4bad7575a4faa143fd1c95

Действие

Последние новости Курск

06/12/2019 В Курске уберут провода провайдеров-нарушителей
В ходе очередной проверки специалисты комитета по управлению муниципальным имуществом установили, что на городских опорах наружного освещения размещён волоконно-оптический кабель без маркировки и договора с городским КУМИ.

06/12/2019 К маломобильным курянам приедут сотрудники кадастровой палаты
Все выезды бесплатны при условии, что человек с инвалидностью является правообладателем объекта недвижимости. Оплачивается только государственная пошлина.

06/12/2019 «Ростелеком» и MY.GАMES расширили возможности тарифного плана «Игровой»
Компании «Ростелеком» и MY.GАMES договорились о расширении сотрудничества в рамках тарифного плана «Игровой». Ранее абонентам тарифа уже были доступны выгодные игровые преимущества в популярном онлайн-шутере Warface. Сейчас они также могут воспользоваться специальными предложениями в тактическом шутере CrossFire и ролевой игре ArcheAge. Новая опция MY.GАMES и доступна при выборе тарифного плана на сайте провайдера.

06/12/2019 Курская «Квадра» модернизирует теплопункты за 140 млн рублей
Эта сумма будет направлена на обновление 30 тепловых пунктов в Сеймском округе в течение пяти лет.

06/12/2019 Курские депутаты озаботились «мусорным» вопросом
Депутаты Облдумы выступили с законодательной инициативой, которая касается оплаты услуги по обращению по ТКО. Они предлагают платить за вывоз мусора только по месту фактического проживания.

06/12/2019 Тарифы ЖКХ в Курске вырастут с 1 июля 2020 года
Как сообщил председатель областного комитета по тарифам и ценам Алексей Карнаушко, в регионе принято решение о росте тарифов для населения на минимальном уровне.

06/12/2019 В Курске фонтан украсит светодиодная консоль
Как сообщили в горадминистрации, в преддверии праздников на Театральной площади поставят светомузыкальную ель и светящиеся фигурки.

06/12/2019 Куряне стали чаще жениться
Как сообщили в областной администрации, за 11 месяцев этого года в регионе зарегистрировано 6 670 браков.

06/12/2019 В курской жилинспекции рассказали о «спорных» квитанциях за отопление
Курский филиал ПАО «Квадра» производит перерасчёт жителям Северо-Западного района, которые оказались в зоне порыва теплосетей в ноябре.

05/12/2019 Курский Роспотребнадзор поможет в выборе новогодних подарков
Получить консультацию специалистов можно до 20 декабря в рабочие дни с 9.00 до 17.00, в пятницу – с 9.00 до 16.00.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку
Яндекс.Метрика