Подслушанный разговор в новогоднюю ночь
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Подслушанный разговор в новогоднюю ночь


Дед Мороз сразу не заметил  необычную квартиру на первом этаже, вход в которую находился со стороны улицы. Он прошел по  коридору в  комнату с мигающими огоньками гирлянд и понял, что опоздал: хозяева уже слушали новогоднее послание президента.    
– Не перебивать же первое лицо государства, – огорчился Дед Мороз и встал, прислонясь к дверному косяку.
За небольшим столом сидели две молодые женщины, старушка, кутающаяся в шаль, и две девочки – 12 и трех лет. Малышка недавно посмотрела сказку «Золушка» и теперь, склонясь над тарелкой, сосредоточенно сортировала вилкой ингредиенты оливье: «Галошек – сюда, кабаску – сюда, огучик…»
Под звук курантов светловолосая женщина стала открывать бутылку шампанского. Делала она это неумело. Дед Мороз шагнул вперед, намереваясь помочь, но его остановил окрик брюнетки:
– Марина, быстрее! Зря, что ли, тратились на него?
– Да, девчонки, в этом году вам повезло. Только шампанское сами купили, – сказала старушка.
Женщины кивнули, а Дед Мороз невольно перевел взгляд на угощение: запеченная  в духовке курица, тушеный картофель с мясом, вазочка со сладостями, вазочка с фруктовой нарезкой, лимонад.
Раздался хлопок. Под взрыв детского визга и хохота пробка выстрелила в потолок. Через минуту все поднялись с наполненными бокалами и застыли, закрыв глаза, словно исполняя магический ритуал.
– Желания загадывают, – вновь вздохнул Дед Мороз, выглядывая в проем двери из коридора.  Комнатка была крошечной: диван, стол, три стула, елка и тумбочка с телевизором занимали все ее пространство.
После традиционно короткого первого тоста «С Новым годом! С новым счастьем!» брюнетка вернулась к прерванному разговору.
– Нина Петровна, что ни говорите, а все, что мы делаем людям, возвращается. Раньше  возила в детский дом новогодние подарки – бизнес первого мужа давал доход. Теперь  сама сижу с дочкой за столом, накрытым благотворителями, – сказала Елена  и поспешила стереть две мгновенно выкатившиеся слезинки, будто они все это время стояли на низком старте в ожидании отмашки.
– А плохое, теть Лен, тоже вернулось? – спросила старшая девочка.
Марина бросила на дочь сердитый взгляд и подала рукой знак, на языке глухих означающий: «Замолчи!».
– Скорее всего, авансом, – горько улыбнулась Елена.
– Девочки, хватит! Давайте-ка я тост скажу, – привстала Нина Петровна. – Значит, так. Желаю, чтобы в Новом году вы и две ваши подруги по несчастью, которые отмечают праздник у родных, переехали отсюда в собственный дом, полдома или хотя бы однокомнатную квартиру, чтобы все вы нашли стабильный заработок, чтобы детки ваши росли здоровыми и умными, а бывшие мужья образумились и помогали им…
Марина слушала и кивала головой. Елена, улыбнувшись, сказала:
– Ох, Нина Петровна, сказочница вы, а не комендант!
От звука материнского голоса Настенька, клюющая носом над оливье, встрепенулась и заканючила:
– Хочу сказку! Хочу сказку!
– Здравствуйте, дорогие мои! С наступившим 2017 годом! – грянул  Дед Мороз, напугав обитательниц квартиры. Дети прочли стихотворения, отгадали загадки. Нина Петровна, провожая Деда Мороза до выходной двери, поинтересовалась:
– Кто тебя прислал, голубчик?
– Сам пришел, – удивился вопросу Дед Мороз.
– То есть как сам? Сюда мужчинам вход воспрещен! Ишь, артист! Давай-ка уходи быстрей! Заметит кто,  не миновать мне выговора!
В телевизоре сверкал бенгальскими и неоновыми огнями праздник. Певцы глубоко пенсионного возраста, щеголяя роскошными нарядами и поддельной молодостью, терзали телезрителей хитами, исполняемыми в миллионный раз.
Сидящие за столом на экран внимания не обращали. Девочки рассматривали содержимое пакетов, врученных Дедом Морозом, а женщины тихонько разговаривали.
– Муж, двое детей, трехкомнатная квартира, две машины... Жила, словно глянцевый журнал листала, и в страшном сне не видела, что скоро окажусь с годовалым ребенком на улице, пойду работать уборщицей и буду ломать голову, как вдвоем прокормиться на тысячу рублей в неделю. А началось все с того, что конкуренты сожгли автосервис мужа. От безнадеги  он начал пить. Два года я терпела ругань и побои, а потом забрала детей и ушла к маме. Устроилась работать продавцом. Познакомилась с Сергеем и вышла за него замуж. Он казался хорошим. Зарабатывал, правда, немного – 20 тысяч, примерно столько же получала я. До рождения Настеньки мы жили нормально, а потом мужа словно подменили. Говорит: «Выставить тебя с дочерью  и выплачивать алименты обойдется дешевле, чем содержать», – рассказывает Лена. Маленькая, щупленькая, с черным, как вороново крыло, каре, она больше напоминает девочку-подростка из компьютерной игры, чем 37-летнюю женщину.
– Лена, кто ты по профессии? – допытывается Нина Петровна.
– Никто. Забеременела, когда школу заканчивала. Потом второго родила. Муж старше на десять лет, бизнесмен. Зачем, говорит, тебе учиться, воспитывай детей.
Марина, во время рассказа смотревшая на подругу полными сочувствия глазами, стала что-то изображать в воздухе руками. Она рассказывала, что ее муж умер, что квартиру отняли мошенники, пообещав обменять на такую же в центре города.
– Несчастная ты моя, – пожалела ее Лена. – И все же тебе легче. Дочка в пятом классе учится, ты не волнуешься за нее, когда идешь убираться в школу. К тому же две пенсии: по инвалидности и по потере кормильца.  А меня на нормальную работу не берут, потому что дочка в саду часто болеет, и Сергей алименты постоянно задерживает.
Женщины подняли тост за всех, кто им помогает. Список получился неожиданно длинным. Это – простые горожане, которые приносят игрушки  и поношенную, но довольно приличную одежду для женщин и детей. Это волонтеры, которые собирают благотворительность: причем не только вещи, но и небольшие денежные суммы. Это – депутаты, которые порадовали  детей елкой и новогодними подарками, оборудовали во дворе детскую площадку.   Это – христианский центр «Ковчег», выделивший им к празднику продовольственные пайки: крупы, сахар, яйца, тушенка, куры, фрукты.  Это – детский сад, в котором открыта бесплатная социальная группа для детей из малообеспеченных семей. Это – комитет социальной защиты населения и его детище, социальная гостиная, дающая временный приют Марине, Елене и другим матерям с детьми, лишившимся собственного крова. Это –  психологи, юристы, социальные педагоги и другие сотрудники, которые помогают женщинам преодолеть трудную жизненную ситуацию.
Идею создания гостиной администрация города позаимствовала в Санкт-Петербурге. Учреждение  создано  на средства регионального  и городского   бюджетов, Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации,    областного благотворительного марафона «Мир детства».  Для  обустройства гостиной соединили в одну две двухкомнатные квартиры на улице Дейнеки, закупили мебель, бытовую технику, постельное белье, посуду. За пять лет здесь смогли пережить  тяжелые времена  более 30  женщин с детьми.
– Скоро новенькая поступит, – говорит Лена. – Вчера Нифталиевой, директору нашему, звонили из школы и просили устроить мать с двумя детьми. Она боялась возвращаться домой к мужу-наркоману. После разговора с психологом дебошир уехал в деревню, но долго там не задержится.
– С наркоманом жить – что по лезвию ходить. С алкоголиками и то проще. Вот Света  всего полтора месяца прожила здесь с сыном. Муж взялся за ум, перестал пить и ему разрешили забрать семью домой, – говорит Нина Петровна.
– Нас никто не заберет, – грустно усмехается Лена.
– Ну и пусть! Это только в уставе написано, что в гостиную селят на шесть месяцев. Не выгонят, пока вопрос с жильем не решится.
– Надеюсь, в этом году нам поможет деньгами марафон «Мир детства». Материнского капитала не хватит, чтобы купить  комнату в общежитии.
– Вчетвером в ней собираетесь жить?
–  Поставлю две двухъярусные кровати.
– А сейчас за старших детей душа не болит?
– Они у мамы. Мы с Настенькой каждые выходные в гости ездим. Там все неплохо. Муж алименты выплачивает и с маминой пенсии детям перепадает.
Настенька садится рядом с мамой, кладет на колени книжку и рассказывает сказку наизусть: «Дед бил –  не разбил. Баба била –  не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».
– Как ваша прежняя богатая жизнь, – взметнув брови, замечает Нина Петровна.
– Прорвемся! – возражает Лена. – Дети у меня хорошие, а это – самое главное. Сын – легкоатлет, входит в олимпийскую сборную страны, дочка всероссийские соревнования  выиграла. Настя подрастет и тоже пойдет в спорт. Сейчас нам тяжело, потому что у меня руки связаны.
– …Курочка Ряба говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко, но не золотое, а простое», – не вдаваясь в разговоры взрослых, продолжает рассказ Настя.
Марина кивает и гладит дочку по голове. Единственное, что они могут позволить  на свои доходы – снять комнату в общежитии.
Дед Мороз, стоящий за окном квартиры, в которую входят с улицы, наконец-то распознал в ней приют и загадал желание. Какое именно – узнаете в следующем году. Раньше нельзя – не исполнится.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...