Доктор и хаос, или Комедия ставит диагноз
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Доктор и хаос, или Комедия ставит диагноз


Ударным, просто-таки стахановским, если это понятие применимо к творческому коллективу, можно назвать нынешний 225-й сезон Курского драмтеатра.    
Новинки репертуара пришлись по душе ценителям разных жанров и форм, публике полюбились постановки мэтра Юрия Бурэ, другого нашего земляка Алексея Воронцова, почтенных гостей, таких как Вячеслав Сорокин, Павел Прибыток.  И вот 8 апреля публику ждала очередная премьера – «Чисто семейное дело». А «семья» местных театралов запаслась билетами не на один вечер вперед!
Воплотить пьесу одного из мировых «королей юмора» британца Рэя Куни в трехчасовое (но притом феерически пролетающее, кажется, за считанные минуты) представление пригласили Руслана Ибрагимова – всероссийски известного мастера театра и кино. Не так уж и много в мире актеров, в чьем послужном списке фильмы-лауреаты берлинского «Серебряного медведя» (в «Бумажном солдате» собеседник «ГИ» исполнил роль Космонавта-3 Андрияна Николаева) и «Золотого овна», он же «Белый слон». Его наставник в одном из лучших театральных вузов мира (ЛГИТМиК, он же СПБГАСИ,  или, по-нынешнему, РГИСИ) – лауреат Госпремии России Григорий Козлов. Сам Руслан Рустамович «оживлял» с различными труппами и Пушкина, и Островского, и нобелевского лауреата Пинтера. И вот – «клиническая комедия», как гласит подзаголовок на броской афише у входа в Курский драмтеатр. Что-то вроде «Интернов» или «Доктора Хауса» с популярными во все времена околомедицинскими шуточками? Но отчего устремлен куда-то в небеса взор артиста Виктора Зорькина в кресле-каталке?.. Да, есть у беззаботного, казалось бы, ситкома второе дно. Недаром режиссер, будучи совсем молодым, сумел перевоплотиться в загадочного старца Луку в бессмертной драме «На дне»...
Да и сам Куни – не только палочка-выручалочка, гарантирующая кассовые сборы. Этот автор – еще и пробный камень профессионализма, чувства меры и вкуса. Если за дело берется такой зрелый художник, как Игорь Селиванов или Евгений Поплавский, труд оборачивается удачей. Иначе же может выйти такое, что после занавеса стыдно смотреть в глаза любимой жене, с которой пришел в зал в приятном расположении духа… От позора не застрахован даже академический Театр Сатиры (о том же «13-м» отзывы в большинстве удручающие). А вот коллектив Юрия Бурэ, приглашая петербургского мастера, конечно же, даже в легком жанре продолжает лучшие традиции отечественной сцены с ее гуманизмом и психологизмом. Ну и смешно, конечно же, будет!
– Руслан Рустамович, после школы маститого Григория Козлова ваш Куни наверняка будет не таким, как у всех?
– Не видел, как там «у всех»: если что-то ставлю, то в чужие спектакли не подсматриваю. У самого же Куни считаю лучшей пьесой «Номер 13», а остальные, на мой взгляд, – неплохие, но «средней руки». Что же до принципов, заложенных в пору обучения, есть и такой: нужно найти для себя в тексте некий «чувственный ожог». Так говорили и Григорий Михайлович, и другой мой педагог, Сергей Дмитриевич Черкасский: ищите всегда, даже если предлагают ставить телефонную книгу, иначе все будет бесполезно, не сможете ни о чем рассказать. Пьеса, которую мы представили, не столь зажигательна, как тот же «Номер 13»: меньше приключений, больше диалогов. Но Куни, безусловно, драматург сильный и хитрый, и здесь он приковывает проблемой морального выбора, которая рано или поздно встает перед каждым из нас, кем бы мы ни работали. Любовь или карьера? А так как это еще и рождественская история, и действующие лица не остались без подарков. Впрочем, не будем пересказывать сюжет, приходите и смотрите.
– С одним из курян, который, к большому сожалению его многочисленных поклонников, ныне служит в другом театре, вы сотрудничали в нескольких проектах...
– Да, с Юрием Архангельским у нас приятельские отношения. Замечательный артист и человек хороший, приятно с ним общаться.
– А месяцы напряженного труда в Курске – станут ли они для вас приятным воспоминанием? Хотя… даже участники самодеятельности знают: что бы ни ставилось, даже в школе или для студенческого капустника, настает момент, когда все уже друг друга ненавидят.
– Актеры здесь замечательные, сильные, оба состава. У них великолепный педагог – худрук театра Юрий Бурэ с его классической школой. Мне было комфортно с ними, конечно, были и творческие споры, у всех есть мнения, все горят, переживают, волнуются. Ну и, как вы правильно сказали, на любой постановке приходит стадия, когда устаешь от эмоциональных затрат, когда сталкиваются темпераментные личности, начинают сыпаться искры. Но это хорошо. На премьере была отдача за все наши лишения.
– Кто из артистов вас удивил?
– Отдельно скажу о Максиме Карповиче. Он долго, но осмысленно, скрупулезно продвигается по своей роли, ему нужны подробности: все разложить по полочкам, пропустить через себя, продумать… Мне хочется результата побыстрее, хотя я и понимаю, что неправ. Максим Владимирович молчал, не спорил, просто мотал на ус. И вдруг на прогонах стал приносить неожиданные вещи, о которых уже и позабылось. Стало гомерически смешно. И я немножко… обалдел. Оказалось, артист придумал смешные вещи, и теперь сцены с его участием, на мой взгляд, одни из самых потрясающих. Вот такое было откровение. Ведь всегда хочется, чтобы тортик вышел, как говорится, с вишенкой.
– Руслан Рустамович, редакция и читатели «ГИ» желают вам заслуженного успеха!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...