Василий Носов: Живопись без фотошопа
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Василий Носов: Живопись без фотошопа


Василий НОСОВ – один из самых лиричных живописцев соловьиного края –  в этом году отметил 80-летие.  На его полотнах старый Курск и родное подворье в селе Лебяжье реалистичны, объемны, наполнены мягким, приглушенным светом и нежной любовью художника.    
Василий Васильевич  из сурового поколения детей войны, но в  отличие от остальных,  к Носовым беда нагрянула на три года раньше, чем вторглись  фашисты в Советский Союз.  В 1938 году умер глава семьи, оставив шесть детей и беременную жену. Василию, самому младшему, тогда едва исполнилось полтора года.
Оставшись вдовой,  Феона Алексеевна  пережила все ужасы военного времени: мучительно ожидала писем от  двух  сыновей, ушедших на фронт, прятала во время оккупации третьего сына, не призванного по возрасту,  возила на санках из леса хворост, чтобы не замерзнуть в холодной избе,  меняла одежду и  скудный домашний скарб на продукты. Полуграмотная крестьянка, она  самоотверженно  сберегла в страшную годину, выкормила   и  воспитала детей  в духе  любви к труду и уважения к ближним. Все семеро  получили специальности,  создали крепкие семьи и заняли достойное место в жизни. Двое младших сыновей  после войны  даже  получили высшее образование.

От мечты до мечты
Василий с детства  мечтал об авиации, но после окончания семилетки, как раз перед вступительными экзаменами, заболел воспалением легких. Путь в летчики был заказан. Пришлось вспомнить  о способностях к рисованию,  которые были заметны еще в школе. Юноша подал документы  в художественно-графическое училище.  Рисунок, выполненный  им на экзамене, был так хорош, что несколько лет выставлялся в качестве образца для абитуриентов. На занятия  Василий ходил из Лебяжьего  пешком  –  семь километров туда и семь обратно.  По дороге взгляд будущего художника впитывал неброскую красоту окрестных мест. С того самого времени его идеалом в живописи стали непревзойденные, тонкие мастера российского  пейзажа  –  Алексей Саврасов и Исаак Левитан.
Окончание училища  обернулось для 17-летнего Василия Носова расставанием с малой родиной. Его распределили почти на край земли – в Якутию, в маленькое, занесенное снегами село Чурапча.  Молодого специалиста поселили в общежитии, в котором десятилетиями ютились семьи пожилых коллег. В  школе учеников было немного, и  Василий  работал учителем широкого профиля  –  вел  рисование, физкультуру и пение.  Музыкальные азы спешно осваивал на месте.  Когда теплело, коротал время  на этюдах,  долгой зимой с ее морозами до минус 50 выходил любоваться  удивительной природой Севера.
Впервые оказавшись так далеко от дома,  Василий тосковал по родным и друзьям.  Уже через год он пришел в военкомат –  проситься на службу в заветные летные войска, но  опоздал, призыв  закончился.  Судьба  будто насмехалась над его юношеской мечтой.  Василия Носова направили  в ракетные войска, где на протяжении трех лет службы он был востребованным и  признанным  художником. Новобранец оформил ленинскую комнату, рисовал наглядную агитацию для воинской части, затем принялся писать  картины.  Заказы от командиров сыпались как из рога изобилия.  До сих пор  художник с улыбкой вспоминает,  какой восторг вызвала выполненная им  для  дома культуры подшефного  совхоза  копия картины Айвазовского «Девятый вал».
Погревшись в первых лучах славы, молодой живописец загорелся  желанием  совершенствоваться в мастерстве.  Он окончил  существовавшие тогда при воинских частях подготовительные курсы для поступающих в вузы и в 1960 году стал студентом  художественно-графического факультета, только что открывшегося  в Курском  педагогическом институте.

Вторая половинка
В одной группе с Василием  Носовым,  статным, кудрявым  парнем в военной форме, училась вчерашняя школьница Алевтина Тимонова. Девушка  была очарована профессиональными рисунками однокурсника, старалась поставить мольберт рядом и училась у него технике живописи.   К четвертому курсу молодые поженились.
Семья Носовых прошла через  испытания бытовыми неурядицами. Прежде чем получить  отдельную квартиру,  Носовы 11 лет жили в крошечных пристройках.  Печное отопление, вода в колонке через дорогу, удобства во дворе...
Сейчас они с удовольствием вспоминают молодость.
– Выбор мужа – самый лучший выбор, который я сделала в своей жизни, – говорит Алевтина Борисовна. – Я благодарна дедушке и отцу за то, что  научили меня разбираться в людях. Василий перебивался на стипендию,  носил поношенную одежду, доставшуюся от старших братьев,  редко  приглашал в кино. Его мать  пенсию не получала,  и они жили  домашним хозяйством: держали скот, обрабатывали огромных размеров приусадебный участок. Откуда взяться внешнему лоску, который так любят девушки? Но в Василии чувствовалось честность, надежность, доброта  и безусловный  талант к живописи. С первого курса в институте проходили его выставки.
– Алевтина была красавицей, столько ребят вились вокруг нее, а выбрала меня, – вступает Василий Васильевич, –  Спустя 55 лет совместной жизни  мы всегда находим общие темы для разговора,   до сих пор  ходим вдвоем на речку, любуемся пейзажами.
Супруги  пронесли через всю жизнь  верность друг другу и избранной профессии. Их творческие мастерские и сейчас находятся рядом.

Творческий путь
После окончания института Василий Носов пошел работать в 27-ю городскую школу учителем черчения и труда. В свободное время занимался живописью и  участвовал в выставках.  Через два года его пригласили на работу,  более близкую к искусству  –  художником-оформителем в областной художественный фонд.  С этого времени   Василий Васильевич начал  активно работать  как живописец. Увлекся  пейзажной живописью,  натюрмортами,  иногда  писал портреты.  До сих пор любимые мотивы в его творчестве –  дореволюционные, осевшие  курские дома.  Понимая, что  низкоэтажные, ветхие строения скоро пойдут под снос, художник старается продлить им жизнь на свои полотнах. А его галерея  родного села  Лебяжье  насчитывает  сотни изображений, и их количество растет с каждым годом.  Сюжет один и  тот же –  сельский двор с покосившимися от времени сараями, стога сена, бревна, сваленные друг на друга,  голубоватая, словно тающая в небе сельская  церковь на дальнем плане... Выполненные с разных ракурсов, в разное время года и с разным настроением ни один пейзаж не повторяет другой.  Так же в  XIX веке  французские художники множество раз переносили на холсты виды деревеньки Барбизон,  каждый раз получая оригинальные работы.
Василий Васильевич – не сторонник лакировки  действительности и фотошопа на холсте. Его палитра богата оттенками, но максимально приближена к естественной. Его картины пронизаны воздухом и светом. Как истинный мастер изобразительного искусства он заставляет зрителей открыть тонкую  красоту  в обыденной  реальности и  влюбиться в нее.
В 1975 году, пройдя через мелкое сито отбора, Василий Васильевич  был принят в Союз художников СССР.   Продвижению его творчества  за пределы области   во многом способствовал  знаменитый земляк и близкий друг, скульптор Вячеслав Клыков. Благодаря  содействию Клыкова в 1991 году картины курского живописца были представлены на выставке в Белом доме в Москве. Дебют художника  в столице, приуроченный к прибытию мощей Серафима Саровского, чуть не закончился печально. Начались путч и обстрел здания правительства.
– Было страшно, что снаряды попадут в работы, но Бог не допустил, и я вместе с картинами отправился  с крестным ходом  до  самого Дивеева, во время остановок  писал этюды, – вспоминает собеседник.

Приближение к Богу
Двумя годами раньше Вячеслав Клыков невольно способствовал обретению веры Василием Носовым. Он попросил друга набрать курской земли для устанавливаемого в  Радонеже  памятника преподобному Сергию Радонежскому в честь  1000-летия Крещения Руси. Носов  взял по горсти городской земли и с огорода в Лебяжьем,  друзья привезли пакетик со Знаменского монастыря. Но  Клыков перезвонил и сказал, что не сможет поехать.
– Мама заволновалась: «Сыночек, это – святое дело. Собрал землю – вези», – рассказывает Василий Васильевич. –  Я встал в 4 утра  –  и в аэропорт. Рейсов нет. Обратился к сотрудникам. Узнав, какой груз везу, они отправили меня почтовым самолетом. И вот когда шасси оторвалось от земли,  что-то произошло: я вдруг почувствовал, что приближаюсь к Господу.
Из Радонежа Василий Носов вернулся верующим человеком, ходит в церковь, причащается. Алевтина Борисовна, внучка курского священника, к религии относится нейтрально:
– Я в юности спросила дедушку: «Есть Бог или нет?» Он ответил: «Если ты веришь – значит Бог есть, а если не веришь – то нет». Я  как художница ежедневно восхищаюсь совершенством природы и почему-то считаю себя частицей Бога.
Картины курского приверженца классического реализма известны  во многих городах России и за рубежом. За заслуги в живописи Василий Носов награжден дипломом Союза художников РСФСР,  удостоен  губернаторской премии имени Александра Дейнеки. Его работы имеются в фондах Министерства культуры, областной картинной галереи, краеведческого музея.  Выставочный зал КОСХ к концу года планирует организовать  выставку  в честь  80-летия художника.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...