Василий Васильевич из сурового поколения детей войны, но в отличие от остальных, к Носовым беда нагрянула на три года раньше, чем вторглись фашисты в Советский Союз. В 1938 году умер глава семьи, оставив шесть детей и беременную жену. Василию, самому младшему, тогда едва исполнилось полтора года.
Оставшись вдовой, Феона Алексеевна пережила все ужасы военного времени: мучительно ожидала писем от двух сыновей, ушедших на фронт, прятала во время оккупации третьего сына, не призванного по возрасту, возила на санках из леса хворост, чтобы не замерзнуть в холодной избе, меняла одежду и скудный домашний скарб на продукты. Полуграмотная крестьянка, она самоотверженно сберегла в страшную годину, выкормила и воспитала детей в духе любви к труду и уважения к ближним. Все семеро получили специальности, создали крепкие семьи и заняли достойное место в жизни. Двое младших сыновей после войны даже получили высшее образование.
От мечты до мечты
Василий с детства мечтал об авиации, но после окончания семилетки, как раз перед вступительными экзаменами, заболел воспалением легких. Путь в летчики был заказан. Пришлось вспомнить о способностях к рисованию, которые были заметны еще в школе. Юноша подал документы в художественно-графическое училище. Рисунок, выполненный им на экзамене, был так хорош, что несколько лет выставлялся в качестве образца для абитуриентов. На занятия Василий ходил из Лебяжьего пешком – семь километров туда и семь обратно. По дороге взгляд будущего художника впитывал неброскую красоту окрестных мест. С того самого времени его идеалом в живописи стали непревзойденные, тонкие мастера российского пейзажа – Алексей Саврасов и Исаак Левитан.
Окончание училища обернулось для 17-летнего Василия Носова расставанием с малой родиной. Его распределили почти на край земли – в Якутию, в маленькое, занесенное снегами село Чурапча. Молодого специалиста поселили в общежитии, в котором десятилетиями ютились семьи пожилых коллег. В школе учеников было немного, и Василий работал учителем широкого профиля – вел рисование, физкультуру и пение. Музыкальные азы спешно осваивал на месте. Когда теплело, коротал время на этюдах, долгой зимой с ее морозами до минус 50 выходил любоваться удивительной природой Севера.
Впервые оказавшись так далеко от дома, Василий тосковал по родным и друзьям. Уже через год он пришел в военкомат – проситься на службу в заветные летные войска, но опоздал, призыв закончился. Судьба будто насмехалась над его юношеской мечтой. Василия Носова направили в ракетные войска, где на протяжении трех лет службы он был востребованным и признанным художником. Новобранец оформил ленинскую комнату, рисовал наглядную агитацию для воинской части, затем принялся писать картины. Заказы от командиров сыпались как из рога изобилия. До сих пор художник с улыбкой вспоминает, какой восторг вызвала выполненная им для дома культуры подшефного совхоза копия картины Айвазовского «Девятый вал».
Погревшись в первых лучах славы, молодой живописец загорелся желанием совершенствоваться в мастерстве. Он окончил существовавшие тогда при воинских частях подготовительные курсы для поступающих в вузы и в 1960 году стал студентом художественно-графического факультета, только что открывшегося в Курском педагогическом институте.
Вторая половинка
В одной группе с Василием Носовым, статным, кудрявым парнем в военной форме, училась вчерашняя школьница Алевтина Тимонова. Девушка была очарована профессиональными рисунками однокурсника, старалась поставить мольберт рядом и училась у него технике живописи. К четвертому курсу молодые поженились.
Семья Носовых прошла через испытания бытовыми неурядицами. Прежде чем получить отдельную квартиру, Носовы 11 лет жили в крошечных пристройках. Печное отопление, вода в колонке через дорогу, удобства во дворе...
Сейчас они с удовольствием вспоминают молодость.
– Выбор мужа – самый лучший выбор, который я сделала в своей жизни, – говорит Алевтина Борисовна. – Я благодарна дедушке и отцу за то, что научили меня разбираться в людях. Василий перебивался на стипендию, носил поношенную одежду, доставшуюся от старших братьев, редко приглашал в кино. Его мать пенсию не получала, и они жили домашним хозяйством: держали скот, обрабатывали огромных размеров приусадебный участок. Откуда взяться внешнему лоску, который так любят девушки? Но в Василии чувствовалось честность, надежность, доброта и безусловный талант к живописи. С первого курса в институте проходили его выставки.
– Алевтина была красавицей, столько ребят вились вокруг нее, а выбрала меня, – вступает Василий Васильевич, – Спустя 55 лет совместной жизни мы всегда находим общие темы для разговора, до сих пор ходим вдвоем на речку, любуемся пейзажами.
Супруги пронесли через всю жизнь верность друг другу и избранной профессии. Их творческие мастерские и сейчас находятся рядом.
Творческий путь
После окончания института Василий Носов пошел работать в 27-ю городскую школу учителем черчения и труда. В свободное время занимался живописью и участвовал в выставках. Через два года его пригласили на работу, более близкую к искусству – художником-оформителем в областной художественный фонд. С этого времени Василий Васильевич начал активно работать как живописец. Увлекся пейзажной живописью, натюрмортами, иногда писал портреты. До сих пор любимые мотивы в его творчестве – дореволюционные, осевшие курские дома. Понимая, что низкоэтажные, ветхие строения скоро пойдут под снос, художник старается продлить им жизнь на свои полотнах. А его галерея родного села Лебяжье насчитывает сотни изображений, и их количество растет с каждым годом. Сюжет один и тот же – сельский двор с покосившимися от времени сараями, стога сена, бревна, сваленные друг на друга, голубоватая, словно тающая в небе сельская церковь на дальнем плане... Выполненные с разных ракурсов, в разное время года и с разным настроением ни один пейзаж не повторяет другой. Так же в XIX веке французские художники множество раз переносили на холсты виды деревеньки Барбизон, каждый раз получая оригинальные работы.
Василий Васильевич – не сторонник лакировки действительности и фотошопа на холсте. Его палитра богата оттенками, но максимально приближена к естественной. Его картины пронизаны воздухом и светом. Как истинный мастер изобразительного искусства он заставляет зрителей открыть тонкую красоту в обыденной реальности и влюбиться в нее.
В 1975 году, пройдя через мелкое сито отбора, Василий Васильевич был принят в Союз художников СССР. Продвижению его творчества за пределы области во многом способствовал знаменитый земляк и близкий друг, скульптор Вячеслав Клыков. Благодаря содействию Клыкова в 1991 году картины курского живописца были представлены на выставке в Белом доме в Москве. Дебют художника в столице, приуроченный к прибытию мощей Серафима Саровского, чуть не закончился печально. Начались путч и обстрел здания правительства.
– Было страшно, что снаряды попадут в работы, но Бог не допустил, и я вместе с картинами отправился с крестным ходом до самого Дивеева, во время остановок писал этюды, – вспоминает собеседник.
Приближение к Богу
Двумя годами раньше Вячеслав Клыков невольно способствовал обретению веры Василием Носовым. Он попросил друга набрать курской земли для устанавливаемого в Радонеже памятника преподобному Сергию Радонежскому в честь 1000-летия Крещения Руси. Носов взял по горсти городской земли и с огорода в Лебяжьем, друзья привезли пакетик со Знаменского монастыря. Но Клыков перезвонил и сказал, что не сможет поехать.
– Мама заволновалась: «Сыночек, это – святое дело. Собрал землю – вези», – рассказывает Василий Васильевич. – Я встал в 4 утра – и в аэропорт. Рейсов нет. Обратился к сотрудникам. Узнав, какой груз везу, они отправили меня почтовым самолетом. И вот когда шасси оторвалось от земли, что-то произошло: я вдруг почувствовал, что приближаюсь к Господу.
Из Радонежа Василий Носов вернулся верующим человеком, ходит в церковь, причащается. Алевтина Борисовна, внучка курского священника, к религии относится нейтрально:
– Я в юности спросила дедушку: «Есть Бог или нет?» Он ответил: «Если ты веришь – значит Бог есть, а если не веришь – то нет». Я как художница ежедневно восхищаюсь совершенством природы и почему-то считаю себя частицей Бога.
Картины курского приверженца классического реализма известны во многих городах России и за рубежом. За заслуги в живописи Василий Носов награжден дипломом Союза художников РСФСР, удостоен губернаторской премии имени Александра Дейнеки. Его работы имеются в фондах Министерства культуры, областной картинной галереи, краеведческого музея. Выставочный зал КОСХ к концу года планирует организовать выставку в честь 80-летия художника.
- Комментарии
Загрузка комментариев...