Целый свет помнит их в лицо
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Целый свет помнит их в лицо


Есть ли в нашей стране праздники, которые безо всякой идеологической или политической притянутости служили бы сплочению  россиян, объединяли их вокруг исторической  национальной линии (идеи)?    
Не новогоднее же  многодневное безделье. Да и религиозные праздники не могут по-настоящему объединять – по той причине, что Россия – страна многоконфессиональная. Сравнительно недавно мы называли  1 Мая Днем международной солидарности трудящихся. Никто не скрывал классовую и интернациональную суть этого праздника – какое уж тут национальное единство. А  нынешнее название этого праздника –  День Весны и Труда – и вовсе, на мой взгляд,  притянуто за уши…
А как же 4 ноября – День как раз национального единства?  Спорить трудно, но не слишком ли  много в этом событии начала XVII века признаков Гражданской войны? Скажем,  куряне активно выступали тогда как  за одну, так и за другую сторону. Да и с одним из основных участников того конфликта, Польшей, мы так и не нашли общего языка, хотя она долгие годы входила в состав России.
И все-таки по-настоящему консолидирующий праздник в России есть – День Победы 9 Мая. По полному праву, без каких-либо духовных сомнений, исторических изъянов  и условностей. Его не перенесешь на другой день (как это не раз бывало с датой начала года), не отменишь (хотя в свое время пытались) и не забудешь в обыденной суете...  Причем, заметьте, ни в одной стране мира нет гражданского праздника такого уровня.  Хотя бы потому что никто и никогда не платил за свои победы такой высокой цены, как Россия, умудрившись при этом вопреки всеобщим ожиданиям стать великим государством, которое многие ненавидят, кто-то уважает, но все побаиваются.
Скажем, в  США (куда же без них) 4 июля (День независимости) была подписана декларация, провозглашавшая независимость этой страны от Великобритании. Ни о каком глобальном замысле британцев уничтожить молодую страну и ее граждан тогда и речи не было, о  миллионных потерях – тоже. Англичане, ирландцы и шотландцы –  против британцев (тех же англичан, ирландцев и шотландцев). По сути – гражданский конфликт... А теперь сравним с сутью, ожесточенностью и цифрами потерь Великой Отечественной войны... Есть в США и День поминовения, посвященный памяти погибших военнослужащих в вооруженных  конфликтах. Но он даже не привязан к конкретной дате – отмечается в последний майский понедельник...
Может ли объективная память о событиях Второй Мировой войны консолидировать на антифашистской основе другие нации Европы? Скажем, англичан, которые немалую часть войны просидели на своих островах, со страхом ожидая следующих ударов Фау? Или французов, что сдали немцам свою столицу за бесценок, а сегодня почему-то очень гордятся своим присутствием в четверке стран-победителей? То есть, память о последней войне для россиян – это несравненно больше, чем для  любой другой нации, даже воевавшей против Гитлера. При этом Италия, Испания, Румыния, Австрия и Венгрия и вовсе воевали на стороне Германии, Болгария тоже – хотя и не принимала участия в боевых действия против СССР. А уж нынешних жителей Германии (по вполне понятным причинам) память об итогах войны и вовсе не может вдохновить...  В Западной Европе (даже среди наших бывших союзников) главенствуют попытки забыть, переосмыслить, провести «ревизию». Зато как раз результаты войны (реальные, а не надуманные), объективный вклад в победу нашей страны как раз прекрасно их консолидируют – против России.
Стоит вспомнить, что в России издавна существовали традиции поминовения праведно павших православных воинов. Скажем, одну из нескольких в году родительских суббот – Дмитриевскую – первоначально посвящали памяти русских дружинников и ополченцев, погибших в битве на Куликовом поле в 1380 году. Но позже в этот день вспоминали уже всех усопших православных христиан – великая битва стерлась в народном сознании. Память, если она не поддержана системным образованием, штука недолговечная. Да что там давние времена, разве мы с вами помним кого-либо из своих земляков-курян, героически защищавших наш город в XVII веке? Вам что-то говорят имена курских сотников Сунбула Анофриева и Ивана Анненкова? А ведь когда-то славные боевые дела этих людей знали даже в столице.
И вот 9 Мая – общественная акция «Бессмертный полк»... Пасмурно и прохладно, но участников и зрителей больше, чем в прошлом году. Георгиевские ленточки едва ли не у каждого, пилотки и гимнастерки (это уже становится традицией) времен войны – на каждом шагу. Очень много молодежи и детей. Многие из старшего и среднего поколений россиян вполне справедливо упрекают нашу молодежь в незнании истории Великой Отечественной войны. А откуда им знать-то, если их   плохо учат?.. Но как раз на марше «Бессмертного полка» становится заметно настоящее, на духовном уровне, отношение молодежи к той войне, к памяти о павших. И это куда важнее формальных исторических знаний о событиях 1941-1945 годов.
Впрочем, относительно знаний – не пора ли, кроме собственно истории, ввести в школах еще один, отдельный предмет – историю Великой Отечественной войны. Нужно восполнять нынешнюю ущербность в этом смысле системы российского образования. К фактору, несомненно способному объединить нацию, нужно относиться очень серьезно – особенно в нынешние времена, когда многие в мире против России.
Неспешно и торжественно курская маршевая рота «Бессмертного полка» движется по главной улице города. Всматриваюсь в лица тех, кто на портретах, – без особой надежды увидеть знакомых. И все же нахожу – старинного приятеля отца. А вот портрет и его  самого — Крюкова Василия Ивановича — в руках  моего сына Романа. Рядом портрет тестя — Семенова Ильи Яковлевича — в руках внука доблестного старшины  Александра Дрынова…
Музыка, старые военные песни – они особенно цепляют за душу в такой момент…
Очень хорошо, что никто из власть имущих не взял на себя смелость возглавить это шествие – тогда бы оно потеряло значительную часть своего высокого смысла. Перед памятью о павших мы все равны…
9 мая  1945 года тоже было холодно и сыро. Но на Красную площадь Курска горожане двигались несколькими плотными колоннами. На портретах более всего —  Сталин… По завершении официальной части  куряне долго не расходились – уже без портретов и транспарантов. Так было по всей стране. Может быть, как раз поэтому,  опасаясь народного единения без всякого партийного руководства,  день 9 мая скоро сделали обычным рабочим днем (в отличие от 7 ноября)...
М аленькая девчушка в ладно сидящей гимнастерке, увидев такое изобилие людей, поделилась впечатлением: «Мама, народу больше, чем в церкви». А ведь и на самом деле, в Бога можно верить или не верить, а в Победу не верить нельзя – и в ту, что случилась 9 мая 1945 года, и в те, что еще будут.
И главное впечатление после марша «Бессмертного полка»:  россияне – единственный народ, чьи павшие герои иногда воскресают – хотя бы в памяти потомков.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...