Вместо мольберта – забор
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Вместо мольберта – забор


Убогая кирпичная стена с неровными рядами кладки. Единственное, что нарушает ее скучную монотонность, – ржавые гаражные ворота да десяток автомобилей, припаркованных сотрудниками бизнес-центра, что расположился напротив. Проходя мимо, люди старались не замечать  хозпостройку. И вдруг ее неказистая кирпичная поверхность стала притягивать взгляды, вызывая восторг и изумление. Спросите: «Что случилось?». Случилось граффити. Монументальное уличное панно «Музыканты». Автор творения – Сергей Гребеньков.    
Начало

Молодой художник открыл для себя граффити 17 лет назад. Уличная живопись появилась в стране немного раньше: она пришла в годы перестройки вместе с хип-хоп культурой и первое время больше походила на хулиганство. Подростки набивали руку в новом деле и использовали для своих шедевров все, на что хватало фантазии: от обувной мастики до штемпельной краски. Небрежные изображения в виде буквенных шрифтов, бросающиеся в глаза издали, портили фасады зданий и требовали немедленного косметического ремонта. Но постепенно среди любителей «пачкать стены» стали появляться профессионалы.
– В 2000-м в кинотеатре имени Щепкина проходил фестиваль молодежного творчества, на котором впервые были представлены западные направления стрит-арт: брейк-данс и граффити, – вспоминает Сергей. – В Курск приехали уличные художники из разных городов России и стран СНГ. Будучи учеником художественной школы, я увидел, как ребята с баллончиками и трафаретами создают изображения, не уступающие академическому рисунку. Это было круто!
Покоренный фестивальными произведениями, 14-летний подросток вооружился аэрозольными красками и вышел на улицу. Полотнами для его первых ученических работ стали заборы и стены гаражей в малолюдных закоулках.

Как рисуют граффити?

Вскоре Сергей стал своим в среде курских граффитистов:
– На Северо-западе, где я жил, подвижником уличной живописи был Вячеслав Еськов. Он старше меня на три года, музыкант, но его работами восхищались даже художники со стажем. Оригинальные вещи делал Дмитрий Конев, который учился в школе с эстетическим уклоном. Рисовали многие ребята. Для граффити не обязательно иметь художественную подготовку, если, конечно, речь не идет об искусстве. Самоучка может познакомиться с теорией, перенять технические приемы у мастеров, но в своих произведениях все равно упустит какие-то моменты: в композиции ли, в конструкции, в цветовом решении...
– Как рисуют граффити?
– Эскиз выполняется на бумаге и переносится на стену. Сначала баллончиком набрасывают увеличенный контур рисунка, затем заливают основные тона, прорабатывают светотени. Все, как в классическом искусстве – от общего к частному.
В начале 2000-х мы пользовались автомобильной эмалью. Особенность  граффити – использование чистого цвета, то есть краски не смешиваются. Подобрать нужный колорит в бедной палитре автоэмали было сложно. Сейчас специально для граффити выпускают краски множества оттенков. Насадки на баллончики дают линии разной ширины, причем линии – четкие, можно обходиться без трафаретов и подкладываний.
Художники-монументалисты прибегают к помощи проекторов. Эскиз, как кадр кинофильма, проецируется под углом на поверхность стены или асфальта, а затем идет прорисовка. Граффити больших размеров, в том числе 3D, иначе рассчитать невозможно. Представляете, человеку на подъемнике нужно перенести изображение на торец девятиэтажки? Он там словно муравей на подоконнике!
– Видела, как вы писали музыкантов. Все оборудование: дощатый стол и лестница. Ни проектора, ни контуров. Как удалось не исказить пропорции?
– Это глазомер, заложенный классической школой живописи. Настоящий художник должен все уметь делать от руки. Никаких приспособлений, только краски.

Настоящий художник

Сергей Гребеньков получил специальность преподавателя изобразительного искусства на худграфе госуниверситета. Затем способный выпускник продолжил образование в аспирантуре, написал диссертацию на тему «Развитие творческого мышления студентов художественно-графического факультета первого курса на занятиях по композиции», но до защиты дело не дошло. Начав преподавать в ДХШ №2, Сергей увлекся работой с детьми, и перспектива стать ученым отошла на второй план.
– В художественной школе я веду три   предмета: композиция, рисунок и живопись. Занимаюсь в том же кабинете, где учился сам и где работал мой отец – Валентин Александрович Гребеньков. Он был моим первым педагогом, – рассказывает Сергей.
Ребята из ДХШ №2 знают об увлечении граффити, но в отличие от горожан, им Сергей больше известен в качестве живописца. Он работает в жанре портрета и пейзажа, пишет маслом и акварелью. У Сергея состоялись две выставки: одна совместно с отцом – «Учитель и ученик», вторая – персональная, в библиотеке имени Семенова.
– Как отреагировал отец, когда узнал о вашем увлечении граффити?
– Первое время мне попадало от него! Папа считал граффити «заборным искусством» и боялся, как бы сын не связался с дурной компанией, не пошел по кривой дорожке. Потом разглядел, что это занятие идет на пользу в плане художественного развития, даже включил эскизы граффити в экспозицию совместной выставки, а потом направил их на городской конкурс изобразительного искусства «Новые имена». Там я занял третье место. Граффити тогда было на гребне волны молодежной культуры, удивляло, заставляло о себе говорить.

Вандализм, искусство или бизнес?

Начавшись как незаконное настенное творчество, за которое можно схлопотать административный штраф, а то и реальный срок за вандализм (если под вдохновенную руку художника попадал памятник архитектуры), граффити постепенно стало официальным занятием. Аэрозольные рисунки сейчас можно встретить не только на домах и бетонных заборах, но и на автомобилях,  мотоциклах, воздушных шарах, футболках. Есть примеры успешного бизнеса, построенного на граффити. Причем, бизнеса противоположных направлений: в одном художники наносят изображения за деньги заказчиков, в другом специалисты иного профиля удаляют хулиганские граффити и реставрируют поврежденные поверхности.
Коммерциализация процесса не отменяет таланта. Как сказал кто-то из великих: «Художником можно стать двумя способами. Первый: делать то, что все считают искусством. Второй: заставить всех считать искусством то, что делаешь ты». Стремление к совершенству и жажда самореализации уличных художников привели к тому, что критики начали рассматривать граффити как особый вид живописи, увидели в нем нечто общее с экспрессионизмом, фовизмом и дадаизмом, заговорили о композиции и колористических особенностях.
Для Сергея Гребенькова, образно говоря, родившегося с кистью в руке, граффити всегда было и остается искусством. Художник работает легально, то есть с ведома местных властей или собственника объекта, на который наносит изображение.
Граффити Сергея, выполненные как в стиле классического реализма, так и абстрактные, можно увидеть в разных уголках города. Уже лет пять крутит педали на улице Студенческой его веселый велосипедист с магнитофоном на багажнике. У 59-й школы с трансформаторной будки на прохожих смотрит легенда советских времен, поэт, актер и бард Владимир Высоцкий. Молодой художник не только смог передать портретное сходство, но и характер всенародного любимца. На Боевой даче получил от Гребенькова «постоянную прописку» словно сошедший с иконы Серафим Саровский, по улице Ленина, 77, – музыканты, выполненные в стиле гротеска.
– Когда я начинал писать портрет Высоцкого, рядом проходил пожилой мужчина и гневно, с нажимом в голосе спросил: «Что это ты тут делаешь?!». Будто застал на месте преступления, – рассказывает собеседник. – Через час-другой, возвращаясь, он увидел почти законченную работу. Остановился, посмотрел внимательно и сказал: «Спасибо, сынок!». Стараюсь, чтобы мои картины украшали город, а люди, глядя на них, говорили «спасибо!».

P.S. Сейчас 31-летнего граффитиста больше интересует серьезная живопись, не исключает он и возвращение к кандидатской диссертации. Что ж, как сказал Пабло Пикассо, все имеют право меняться, даже художники. Тем более что у Сергея Гребенькова есть все предпосылки для творческого и профессионального роста.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...