Наталья Старосельская: «В Курске я нашла свою любовь»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Много поздравлений от друзей из разных уголков страны слушали на открытии юбилейного сезона служители одного из старейших в России храмов Мельпомены. Но одна из поздравительных речей особенно тронула души виновников торжества и чутких театралов. В том, что ее женское сердце похищено… нашими артистами и их худруком, призналась одна из самых авторитетных исследователей сценического искусства, редактор солидных журналов, автор увлекательных книг о корифеях подмостков – Наталья Старосельская.    
Перед началом торжества, в фойе (кстати, под фото заслуженного артиста Александра Швачунова)   гостья в беседе с журналистами в который уж раз призналась в любви к Курскому драмтеатру с красноречием, достойным самого Сирано де Бержерака, героя одного из самых дорогих для нее спектаклей. Итак, слово Наталье Давидовне.
– Бывает, судьба ведет куда-то мимо, мимо… и приводит в театр, и оказывается, что он – твой. Было время, я знала драмтеатр имени Пушкина в основном по московским гастролям. А потом приехала в Курск и целую неделю каждый вечер смотрела спектакли, а в субботу и воскресенье  даже дважды в день. И поняла: открыла свой театр, который мне бесконечно близок.
Во-первых, у вас изумительная труппа. Первый же спектакль, который увидела здесь, – это «Сирано». И тут мы плавно переходим к теме Александра Сергеевича, под чьим портретом и беседуем с вами сейчас. В этой роли он покорил совершенно! А потом на протяжении командировки я каждый день видела его то одним, то другим, никогда не повторяющимся. И поняла, что это уникальная фигура. Но в труппе он не один такой! Валерий Егоров настолько потряс в «Соловьиной ночи»! До сих пор перед глазами лицо Валерия Петровича в роли полковника. Как он крестится кулаком, как сознательно идет на смерть… И хотя способен изобразить кого угодно, он удивительно цельный. А можно ли не вспомнить Эдуарда Баранова? Он очень ироничен и способен на самоиронию, это очень редкое качество! «Черти в глазах» поплясывают, и тоже всегда разный. А чудные молодые ребята из «Горя от ума», из «Чморика»… О нем скажу особо: дважды смотрела этот спектакль на Малой сцене, хотя и студенческая работа, но мощная. Пьеса Владимира Жеребцова в свое время наделала шуму по стране, но событием ни в одной из интерпретаций не стала. В 2010-х, когда и проблема, поднятая автором, то есть дедовщина, сошла на нет, и подсобное хозяйство (это оригинальное название произведения) в армии сами солдаты уже не обслуживают, вдруг этот текст зазвучал современно, разросся до проблемы молодежи в целом. Секрет в умении «нанизать» конкретную ситуацию на традиции, заложенные великой школой русского психологического театра.
Моя профессия предполагает разъезды. И, возвращаясь в Москву, всегда делюсь с коллегами тем, что увидела. Но… уже несколько лет все чаще рассказываю именно о Курском театре! Я провела здесь всероссийский семинар театральных журналистов. Всей компанией приезжаем в какой-либо город, «оккупируем» зал, проводим там дней пять. В Курске никогда не скучно, даже в знакомых постановках всегда видны новые оттенки, каждый раз – другой рисунок.
Бывает, обращаешься к тому или иному режиссеру: «Мне кажется, вы не разобрали с актером его роль». И слышишь в ответ: «А он сам должен все понимать!» Что ж, в таких случаях разговаривать больше не о чем. Актер всегда должен знать, где он, зачем и по какому поводу. «Оружие» режиссера Юрия Бурэ – это, во-первых, детальный разбор драматургии, к которой он обращается. Этот ценнейший для русского театра метод в наши дни стал хрупок, «как сон, как утренний туман». Ни в коем случае нельзя это считать старомодностью! Это жизнь, это современность. Юрий Валерьевич умеет тонко вскрыть все «защелки», «уголки» пьесы, русской или зарубежной, классической или из наших дней. Только он может так «заразить» артистов, создать группу единомышленников, людей, дышащих одним дыханием, и то же происходит в зале. Возьмем пьесу Иванова «Божьи одуванчики». Честно говоря, драматургия не шедевр. Но как актеры играют! И как зрители сопереживают!
Как я люблю «Семь криков в океане». Философская притча – жанр, который время от нас увело. Нам сегодня подавай все побыстрее, сразу разобраться, кто кому родня. А постановка Бурэ держит в напряжении до последней минуты! Его репутация высока по всей России – это не только мое мнение. Когда куряне едут в столицу по приглашению Малого театра, там всегда аншлаг! Москвичи узнают ваш театр в море других, идут именно на него. Очень трудно сейчас сказать: «Это мой театр». Потому что их осталось очень мало! И вдруг, в моем уже не юном возрасте, обрести такое чувство… Это очень дорого! Просто некий знак судьбы. Еще я могу сказать: «мой» только о петербургском Молодежном театре на Фонтанке Семена Спивака.
Кажется, что знакома с театром Юрия Бурэ всю жизнь. Он, конечно, очень талантлив, но одного таланта мало. Талант Бог дает. А все остальное человек сам добывает, в том числе через   отношение к великому прошлому. Все это копится. И вдруг получается чудо!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...