«Поклонимся, куряне, Ивану Чистосердову»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


После публикации в номере от 2 ноября материала Павла Рыжкова «Поклонимся, куряне, Ивану Чистосердову» в редакцию начали поступать отклики.    
Благодарим всех, кто откликнулся, публикуем первые из них и еще раз призываем читателей вместе попытаться восстановить произошедшее 70 лет назад, чтобы имя героя-моряка осталось жить в памяти поколений.
У важаемая редакция! Чрезвычайно взволновал очерк Павла Рыжкова «Поклонимся, куряне, Ивану Чистосердову!», напечатанный в №132.
Мало чем смогу помочь в поисках сведений о герое Иване Ивановиче Чистосердове, но и промолчать не могу, уж больно  зацепила тема рассказа.
Во-первых, хочу низко поклониться краеведу Илье Владимировичу Шпакову за его работу с архивными документами, которые   пролили свет  на трагедию на Кировском мосту 70-летней давности.
Во-вторых, сердечно благодарю Павла Рыжкова за то, что рассказал землякам о трагедии и ее жертвах, а также о подвиге офицера Ивана Чистосердова. И за то, что разыскал его могилу на Мемориале павших. Как это удалось Павлу, не ведаю. Из своей практики знаю, что поиск мест захоронений героев и патриотов требует немало времени. Около десяти лет назад я искал могилу земляка Героя Советского Союза Александра Кретова (политрука танковой роты отдельной 14-й танковой бригады). Посетил села Солнцевского района – Выползово, Гридасово и другие, внимательно осмотрел кладбища населенных пунктов. Но оказалось, что наш герой перезахоронен в братской могиле на мемориале поселка Солнцево.
В статье Павел пишет, что падение трамвая с моста в реку было засекречено, – это обычная практика того времени. Недавно в Михайловском храме Курска поминали моряков, погибших в ночь на 29 октября 1955 года при взрыве линкора «Новороссийск». Хотя катастрофа случилась уже после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, но и о ней впервые напечатали в газете «Правда» лишь в конце 1980-х годов! А до этой публикации коллега по институту «Курскгражданпроект» главный специалист группы электроснабжения Николай Ильич Дорошенко (когда-то служивший на линкоре «Новороссийск») рассказывал о севастопольской трагедии только лишь в коридоре института или в курилке, причем шепотом и «без лишних ушей». Наверное, в свое время давал подписку «о неразглашении».
Отрадно, что после трагедии 1947 года были-таки приняты должные меры! Не скажу точно в каком году, но был построен новый мост с меньшим уклоном. О старом (и его высоте) напоминали лишь опоры-быки, выступающие из воды. До конца 1990-х годов рядом с мединститутом, в начале уклона к пойме реки, постоянно дежурил ревизор. Помню, как здесь происходила проверка тормозной системы трамваев. При расширении проезжей части улицы Перекальского будочку ревизора демонтировали.
С каждым годом наши реки мелеют. Правда, глубина Тускари у моста была не десять метров, как в случае падения троллейбуса с пассажирами в водохранилище Еревана в 1976 году. Тогда Господь послал быть рядом с местом трагедии пловца-рекордсмена Шаварша Карапетяна, который раз за разом нырял в грязную воду и, весь изрезанный осколками стекол окон троллейбуса и истекающий кровью, все поднимал на поверхность людей. Там, наверху, им делали искусственное дыхание, приводя в сознание.
У нас в городе проживают представители солнечной Армении, пусть знают, что и мы, русские, помним подвиг их земляков-героев, павших в годы войны, и помним о подвиге пловца Шаварша Карапетяна.
Печально, что о старшем лейтенанте Иване Чистосердове известно так немного. Надо бы разыскать его родных и обязательно найти фото. В звании старшего лейтенанта Иван Чистосердов мог командовать большим охотником, тральщиком или каким-то небольшим боевым кораблем. Но почему Павел Рыжков упоминает город Симферополь? Возможно, офицер был женат и в этом городе был прописан, а служил все же в Севастополе, Балаклаве, или в другом месте? Загадка! И тоже – тема для поисков!
Редакция просит всех, кто может поделиться воспоминаниями о трагическом случае, откликнуться. И хотя я родился уже после этой трагедии, но посчитал данное обращение адресованным и ко мне лично. Тем более, что много лет знаю журналиста Павла Рыжкова и ценю его за опыт, преданность делу и интересный стиль изложения.
За сутки я сделал несколько телефонных звонков и вот, что мне удалось выяснить. Понимаю, что это «не истина в последней инстанции» и услышанное также требует проверки.
Итак, по левой стороне улицы Перекальского (если идти вниз) стояли частные домики, в которых проживали ранее директор школы Евгений Бесходарный, Владимир Борисенко, Владимир Ивакин, семьи Маховых, Ненашевых, Щедриных. В самом низу жили Шумиловы. Бесспорно, что кто-то из них мог бы подробно рассказать о случившейся недалеко от них трагедии. Но... многие из этих старожилов «уже далече». А их детей и внуков переселили несколько лет назад в связи с реконструкцией улицы.
Мне удалось поговорить с Геннадием Белкиным, которому в тот злосчастный голодный послевоенный год было 16 лет. Он жил чуть ниже мединститута. Из рассказа Геннадия Михайловича уяснил следующее: в этот день ремонтировалось полотно, но потом движение возобновилось. Трамвай, идущий от мединститута, сделал у больницы Семашко остановку, затем начал движение. И в этот момент напряжение в трамвайной сети сняли. Трамвай продолжил движение вначале медленно, но с уклоном скорость возрастала. Вагоновожатая начала тормозить, но скоро воздух в баллонах (или в баллоне – это тема для специалистов), увы, закончился. Она применила ручной тормоз, но не хватило сил... Трамвай развил скорость, не вписался в радиус и полетел вниз с левой стороны моста по ходу движения. Но, что меня сильно удивило, – когда Гена бегал смотреть на эту аварию, то... трамвай лежал близко к воде, но на берегу! По его рассказу выходит, что вагон не упал в реку... Или был уже, возможно, вытащен из воды (но это уже моя версия, если трамвай падал именно в воду).
Что еще следует добавить. Люди прыгали прямо на ходу, кто из дверей, а кто из окон, и уже при въезде на мост в салоне находилось не очень много пассажиров.
Вот, пожалуй, и все, что я раскопал. Очень надеюсь, что откликнутся и очевидцы этой трагедии. Хотя скажу, что тех, кто тогда работал в трамвайном управлении, давно уже нет в живых. А именно профессионалы могли бы описать все точно и в деталях.
Не знаю, как быть с переименованием моста. Но очень хочу попросить рассмотреть вопрос о представлении (посмертно) к правительственной награде старшего лейтенанта Ивана Ивановича Чистосердова. А еще – об установке на береговом склоне у недавно отстроенного нового красавца-моста камня с мемориальной табличкой.
Это в наших силах!
С уважением,
Вячеслав ЖИДКИХ,
патриот ВМФ СССР и России.
* * *
Воспоминания очевидца
Когда номер уже сдавался в печать, в редакцию позвонила давняя читательница «ГИ» Нелли Андреева. В ее памяти сохранились воспоминания о тех событиях:
– В 1947 году я училась в 4-м классе женской школы №41 на улице Интернациональной. За нашей была 42-я мужская школа (сейчас 34-я).
Помню обычный школьный день, шли занятия. И тут откуда-то дошел слух, что стряслось страшное. Занятия были сорваны. Большие классы высыпали в коридор. Все были взволнованы и испуганы.
А потом все как-то смолкло. О трагедии как будто забыли. Теперь понимаю почему. И гриф «секретно» снят только в наши дни.
Много лет спустя, когда я работала в НИИ «Электроагрегат», нас всем отделом на один день привлекали к работам по сравниванию этой горки.
Часто езжу по этому мосту и всегда вспоминаю тот случай. Как хорошо, что вы вернули из забвения имя героя Чистосердова! Как-то тепло стало на душе после того, как прочла статью Павла Рыжкова.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...