Юлия Бартенева: творческая мама
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Юлия Бартенева: творческая мама


Девочка-куколка. Единственная дочь известного в городе скульптора, окруженная  любовью родителей и вниманием многочисленных друзей семьи...    
На будущее Юли Бартеневой можно было строить какие угодно прогнозы, но то, что она станет многодетной матерью, никто предположить не мог.
Быть женщиной – прекрасно, но не всегда легко.
Татьяна Соловова.
Юлия Владимировна  с гордостью представляет свои главные достижения:
Старший сын Иван, 22 года, окончил факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Немного работал на телевидении, сотрудничал с газетами. Снимает в Питере жилье и ищет свою дорогу в жизни. Выбирать есть из чего: помимо литературных способностей парень хорошо рисует, увлекается театром и музыкой.
Владимир, 16 лет, учился в художественной школе, занимался футболом. Недавно Юлия Владимировна привезла сына из Москвы, где в Центральном институте травматологии и ортопедии ему делали сложнейшую операцию на позвоночнике. Увидев работу московских докторов, Володя решил связать свое будущее с медициной. Говоря это, мама вздыхает: «Мы с дедушкой ждем, что кто-то из детей выберет наш путь».
Далее  младшие: десятилетний Арсений и долгожданная девочка Валя шести лет. Вот она искренне обещает всем стать художником.
Мы еще попробуем разобраться, как удается Юлии Владимировне справляться с большим семейством, работать, заниматься творчеством и быть публичным человеком. А пока перенесемся в прошлое.

Ретроспектива
Помимо дома и школы в детстве Юли Бартеневой были три места для увлекательного времяпрепровождения: мастерская отца, художественная школа и театр «Ровесник». В последнем она не пропускала ни одной репетиции и премьеры, но из-за природной застенчивости не могла выйти на сцену. За игрой отца и других актеров девочка наблюдала из зрительного зала. Посмотрев от начала до конца создание многих и многих спектаклей,  в старших классах Юля сразила семью неожиданным решением стать режиссером.
Владимир Бартенев любил театр. Пластика человеческого тела, богатство движения и мимики были неисчерпаемой сокровищницей для скульптора, но приносить в жертву Мельпомене дочь он не собирался. Заупрямившаяся девушка решительно отвергала доводы родных о ее склонности к рисованию. Тогда отец отвел Юлю в мастерскую друга –  известного художника, доцента кафедры живописи КГУ Владислава Мартыненко.
– Я увидела, как под рукой мастера рождаются необыкновенные портреты и пейзажи, – вспоминает Юлия Владимировна. – Прониклась словами Владислава Ивановича, что писать надо не красками, а любовью, и загорелась живописью. Потом, во время обучения на худграфе, пришла уверенность, что изобразительное искусство – мое призвание.
Университет  Бартенева окончила замужней женщиной с годовалым Иваном на руках и сразу поступила в аспирантуру. Надежной опорой в годы учебы была любимая мама – Ирина Ивановна.

Любовь со школьной скамьи
О муже, Эдуарде Гаврилове, Юлия говорит с особым теплом:
–  Мы в браке 24 года, до свадьбы знали друг друга 7 лет. Вместе ходили в «Ровесник», Эдуард  ждал меня из художественной школы и провожал домой. В 90-е он окончил военное училище и получил распределение в  Екатеринбург. Тогда в стране был дефицит даже  самого необходимого – продукты, лекарство, одежда. Семьям военных приходилось особенно трудно, и я не рискнула везти ребенка в офицерское общежитие. Мужу пришлось уволиться из армии. Папа вовлек его в творческую среду, обучил секретам профессии форматора скульптур.
2001-й –  богатый на события год. Юля закончила аспирантуру (без выхода  на защиту кандидатской диссертации), громко заявила о себе в живописи, пройдя конкурсный отбор на участие во всероссийской выставке молодых художников в Москве, и... родила второго сына.
В декретном отпуске молодая мама  работала учителем живописи в лицее №21, а последние 13 лет преподает на кафедре художественного проектирования костюма в КГУ. При всей занятости находила время для творчества, вступила в Союз художников России. Но карьера не заслонила главного предназначения женщины:  в 2007 и 2011 годах в семье Юлии и  Эдуарда родились младшие дети.

Моя мастерская –  кухня
Речь идет не о завтраках-обедах, хотя они, конечно, ежедневно готовятся хозяйкой.  Юлия соединила обычную и творческую кухни. Мастерскую Союз художников выделил ей только в этом году, но, даже имея помещение для работы, разве могла бы она  оставить дома четверых детей?
– Я привыкла, что на полу возле мольберта Валя играет с куклами, а Арсений театрально озвучивает рев моторов машинок. Ребячий шум, возня, плач, крики – для меня это нормальная рабочая атмосфера. Родители иногда забирали детей, так я не могла писать. Чувствовала себя не в своей тарелке.
Вершиной творчества Бартеневой на сегодняшний день является полотно «Невский колодец». Натурой для него послужил вид из окна съемной квартиры сына на Невском проспекте.  Художница вложила в эту картину всю  любовь к Северной столице: «Кого-то пугает стальное небо Петербурга, а я насмотреться на него не могу».
В пейзаже – физическое ощущение воздуха и пространства, холодная палитра, строгие сиреневато-серые тона, бледный желтый свет, падающий сверху.  Не прибегая к фотографичности, художница так достоверно воспроизвела фактуру  деталей, что трудно не вспомнить «вздувшуюся щитовидку труб» и «псориаз асбеста» Иосифа Бродского. «Невский колодец» – это изнанка Петербурга, жизнь обычных горожан, скрытая от глаз восторженных туристов. Но стоит выйти из дворика, и предстанут перед взором нарядные фасады величественных зданий.
Перепады настроения курской художницы, как в зеркале, отражаются в ее творчестве. В философских работах «Ностальгия», «Забытый дом», «Парадная набережная» читается грусть, одиночество, даже безысходность, а детские портреты и  цветочные натюрморты полны экспрессией праздника.
По мнению искусствоведов, Юлия Бартенева тонко чувствует цвет, умело дирижирует им в своих живописных композициях, находит необычные  перспективные решения. Тончайшие, естественные переливы цвета – фирменный знак ее полотен.
– Иногда на выставках молодых художников с замиранием сердца бросаюсь к похожей по колориту работе, смотрю, а это – Анастасия Соколова, Алина Ковригина или другие мои ученики, – рассказывает Юлия Владимировна.
Работы нашей героини можно встретить в курских выставочных залах и галереях, но большую часть своего творчества она отдает питерским арт-площадкам.

Другие грани
Предметы, которые преподает Бартенева, – проектирование  костюма, костюмографика, цветоведение – завязаны на компьютерных технологиях. Не прибегая к помощи дизайнеров, она делает афиши и буклеты собственных выставок, но компьютерную живопись не признает.
– Меня покорило масло. Запах краски, игра с цветом во время замеса – не передать эту атмосферу! Изобразительное искусство –  тот же театр. Мы выплескиваем на холст свои эмоции и ждем, что зритель тоже испытает их.
Кстати, детская мечта Юлии о театре начала сбываться, когда старший сын пошел в школу. Для одноклассников Ивана она написала сценарий по творчеству Константина Воробьева и  ребята стали лауреатами регионального фестиваля искусств. Все 11 лет обучения сына  мама была  сценаристом и режиссером школьных праздников, завершив классную театральную карьеру фееричным выпускным балом.  Три последних года Бартенева пишет сценарии и работает как режиссер-постановщик выпускных балов  гимназии №4, которые проводятся в драмтеатре.
– Иногда бегу после работы  на репетиции – ответственность огромная – и думаю: дома меня ждет незаконченная картина, неприготовленный ужин, зачем мне эти постановки? И отвечаю – иначе неинтересно было бы жить.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...