О героях и танках былых времен
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Газета «Красная Звезда» в номере от 20 ноября 2016 года напечатала статью Ольги Воробьевой «Танки героической истории» – о создании на Северном флоте военно-исторического взвода бронемашин.    
Прочитанное подвигло взяться за перо и продолжить тему. Тем более что наш город имел тесные дружеско-шефские связи с экипажем АПРК К-141 «Курск» (а значит и с Краснознаменным Северным флотом), и разделил с родными погибших подводников и личным составом флота боль трагедии августа 2000 года.
Немного о русском Заполярье
В последние годы в России стали уделять должное внимание Арктике. Это радует. Весьма признателен президенту Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу за понимание важного стратегического значения Севера и для обороны, и для экономики! Вновь  заработал  Северный морской путь. На стапелях судостроительных заводов строятся мощные ледоколы; недавно поднят флаг на «Илье Муромце» – новом дизель-электрическом ледоколе. За Полярным кругом появились компактные военные городки нового типа. Важность Северного морского пути переоценить нельзя.
Семен Челюскин, Семен Дежнев, ученые Владимир Русанов, Отто Шмидт, Николай Урванцев, геофизик-метеоролог Евгений Федоров, офицеры флота Георгий Седов, Георгий Брусилов, Борис Вилькицкий, Иван Папанин, летчик-ас Валерий Чкалов, капитаны Владимир Воронин и Константин Бадигин и другие легендарные соотечественники вписали  бессмертные имена в великую историю Севера. Кстати, Владимир Русанов родился в соседнем Орле.
Низкий поклон командующему Северным флотом вице-адмиралу Николаю Евменову за создание спецвзвода исторической бронетехники! Сердечно благодарю офицеров и технический персонал, то есть тех, кто принимал участие в ремонте старых танков и вдохнул в советские боевые машины вторую жизнь. Создание музеев, а тем более самоходных взводов или рот военной техники, имеет большое значение для действенной пропаганды боевой мощи Отечества, изучения родной истории и воспитания юного поколения.

Реликвии соловьиного края
Вспоминаю снежную зиму 1957 года, когда ребенком впервые приехал с мамой в Курск и увидел на улице Дзержинского (недалеко от казарм «девятого городка») что-то странное, движущееся в ночное время на большой скорости по пустынной улице. Не понял тогда в темноте, что это мчится, громыхая гусеницами, по улице-горе. Мама объяснила, что это танк. Родители были фронтовиками, видели всякое и технику, конечно, знали (и свою, и вражескую). Мне же война была знакома лишь по книгам да фильмам. И хотя она прокатилась огненными валами и через Курск, который немцы оккупировали в начале ноября 1941 года, и через наш поселок Тим (здесь фронт проходил четыре раза!), никакой военной техники – даже разбитой – мы с друзьями-сверстниками не застали. Все было с улиц и полей собрано и отправлено на переплавку.
Когда отдыхал в пионерлагере в Мокве, нас возили на экскурсию в областной музей: там впервые увидел вживую не только пулемет системы «Максим», но и средний танк Т-34-85. Студентом часто посещал Центральный музей Вооруженных сил, где было множество танков и артиллерийских орудий. При распределении попросил направить меня работать в родную область. Когда ездил из Курска в поселок Тим, не раз видел движение самоходных установок ИСУ-152 по грунтовке в полосе отвода автотрассы Курск-Воронеж (в границах одной из пригородных лесных зон). Это бывшие танкисты проходили обязательные в 1960-1980 годах военные сборы, поддерживая опыт вождения и обслуживания боевой техники.
В качестве памятников танки (опять же Т-34-85) установлены в Курской области в разные годы: в городе Дмитриеве, в окрестностях Понырей, в местечке Свобода, в поселке Кировский (тут был КП командующего Воронежским фронтом Николая Ватутина), на трассе Тим – Губкин (у поворота на Мантурово), в поселке имени маршала Жукова. Напомню, эти «тридцатьчетверки» стали поступать на фронт весной 1944 года.
В августе 1987 года в Курске на пересечении улиц Дзержинского и Энгельса (рядом с воинскими казармами) по проекту Виктора Семенихина установили тяжелый танк ИС-3. Памятник «Танкистам – героям Курской битвы» получился красивый: постамент, напоминающий на боковых фасадах знамя и лучи солнца, облицован красным гранитом. На передней части выбиты цифры «1943». А ведь данная модификация танков пошла в серию лишь в конце войны. Видимо, на момент проектирования и строительства памятника в областном центре не нашлось танка Т-34-85 (не говорю уже о Т-34-76 или КВ-1). Именно они, да еще «танки-малютки» Т-60 и Т-70 и приняли на себя всю тяжесть боев  Курской битвы: на северном фасе (у Тепловских высот в районе станции Поныри) и на южном фасе (в районе Обояни, Яковлева, Прохоровки). Памятник с танком ИС-3 – это память о гениальных советских инженерах-конструкторах и технологах, о рабочих (часто женщинах и детях), создававших эти машины, и о танкистах многих поколений! Ведь именно ИС-3 стал техническим апофеозом Второй мировой войны, превзойдя немецкие «тигры», в том числе и «королевский тигр» Т-VIВ.
В 1988 году у шоссе Поныри-Ольховатка был установлен еще один тяжелый танк ИС-2. Памятник посвящен героям 19-го Перекопского танкового корпуса. И эти весьма мощные машины (с пушкой калибра 122 миллиметра, как и на ИС-3) в боях на курской земле, увы, не участвовали, так как пошли в серийное производство в ноябре 1943 года, то есть, когда Курская битва стала уже героической историей Отечества.
Мемориал «Курская дуга»
В конце 1990-х в северной части города Курска началось строительство первой части Мемориального комплекса «Курская дуга». Один из авторов проекта, главный архитектор области Валерий Михайлов поручил мне разработать несколько вариантов генплана и благоустройства второй и третьей очередей  комплекса. На пешеходном бульваре предусмотрел площадки для расстановки образцов боевой техники периода Великой Отечественной, в соответствии со списком, который мне предоставили.
В первой части Мемориала: стела «Курск – Город воинской славы», памятник  Георгию Жукову, Триумфальная арка, Храм Георгия Победоносца, памятный знак  жителям Курска, расстрелянным на этой окраине города, а также Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.
Вторая часть Мемориала представляет длинную пешеходную аллею-бульвар с эшелонным расположением площадок, на которых стоят пушки разных систем, танк Т-34-85, тяжелая самоходка ИСУ-152, а еще – «катюша». Но стальные направляющие для реактивных снарядов данной пусковой установки смонтированы не на базе советского вездехода ЗИС-6 или американского автомобиля  Студебеккер US-6, а на послевоенном ЗИЛ-157.
Вдоль третьей части пешеходного бульвара предусмотрены резервные площадки для реликвий войны. Капитан I ранга в отставке Олег Голеусов (основатель городской организации поддержки флота «Кают-компания») в свое время мечтал поставить здесь старый боевой катер или подводную лодку типа «М». Ведь многие земляки-куряне сражались на море.
На Мемориале «Курская дуга» руководители области и города в дни воинской славы возлагают цветы и венки. Здесь в канун Дня Победы в мае 2000 года проходил парад, на котором лично присутствовал Владимир Путин.
Вдоль пешеходной аллеи прогуливаются молоденькие мамы с малышами в колясках, а  дети постарше  взбираются на танк и самоходную артиллерийскую установку. И кто знает, что видится им с брони этих грозных боевых машин, созданию которых и их наличию в танковых бригадах и танковых корпусах Красной армии эти юные ребята обязаны жизнью!
Вячеслав ЖИДКИХ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...