Как собрать робота?
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Летающие квадрокоптеры, услужливые роботы и питомцы из металлических деталей. Фантастическое будущее стало реальностью. А воплощают смелые идеи не в научных лабораториях, а в школа и вузах – молодые и талантливые, будущие Кулибины и Уфимцевы. О том, как и из чего школьники собирают умных помощников, знает Лариса Кочергина: курянка руководит кружком «Робототехники» в школе №57 и помогает овладеть  наукой создавать полезные предметы.    
Лариса Александровна 25 лет преподает информатику. Без этого школьного предмета в робототехнике не обойтись. Даже если собрать из деталей некое подобие человека, то вдохнуть в него жизнь можно, только запрограммировав.
– Началась работа с кружка любителей информатики, – говорит Лариса Александровна.
Когда в этой науке появился раздел «робототехника», заинтересованных стало больше.
– Президент Владимир Путин сказал: «Школьники делают уникальные работы –  беспилотные летательные аппараты, мини-корабли, надо поддержать молодых и помочь осуществить смелые мечты. Тогда у отечественной науки и производства будет успешное будущее». Вот и помогаем, – улыбается педагог.
«Роботов будем делать?», – поинтересовались малыши, которые зачастили в гости к продвинутым старшеклассникам, как только кружок открылся. – «Так ведь уже делаем!»
По словам Ларисы Александровны, ребята без подсказки поняли, что взять за основу в работе изобретателя. В интернете заказали платформу ардуино.
– Это – плата с контактами для подключения дополнительных компонентов, – поясняет Лариса Кочергина. – Миллионы возможных комбинаций элементов программы ограничиваются только человеческой фантазией. Устройство способно получать и обрабатывать сведения об окружающем мире, используя присоединяемые и программируемые датчики. Можно запрограммировать систему быстро среагировать на изменения, управлять светом, движущимися элементами, моторчиками и приводами.

От чудо-хронографа до «умного дома»
Девятиклассник Михаил Якин увлекается военной робототехникой. Мальчик разработал хронограф (счетчик).
– После выстрела из пневматической винтовки пуля попадает в устройство, которое считает и выводит на табло скорость пули, дальность полета и энергию, с которой она входит в материал, – говорит Лариса Александровна.
Военным на заметку: хронограф, созданный школьником, можно прикрепить на автомобиль или танк. С его помощью можно измерить параметры любого оружия.
Устройство  педагог и воспитанник разрабатывали с нуля.
–  Робототехника рождается на стыке многих наук: информатики (программу написать), физики (физические законы), математики (расчеты) и даже технологии, – утверждает педагог. – Думали над дизайном – должно быть сочно и красиво.
Хотя корпус – обычный пищевой контейнер из супермаркета. А внутри плата, транзисторы и диоды, которые паяли сами.
Лариса Александровна училась в школе, где прививали любовь к рабочим профессиям, пригодились знания слесаря-сборщика радиоаппаратуры.
– С этим проектом выступали на расширенном заседании президиума Российской академии образования «Воспитание будущего профессионала» в декабре 2017 года. И там произвели фурор! – вспоминает педагог.
Одиннадцатиклассник Семен Баранов представил разработку «Умный дом».
– Устройство измеряет температуру в комнате, за окном, определяет влажность воздуха, – говорит Лариса Александровна. – Если температура ниже уровня, который Семен запрограммировал, то автоматически  открывается форточка –помещение проветривается. Как только на световые датчики перестает попадать свет, включается светодиодная подсветка. Автоматически закрываются жалюзи. Мама Семена водила подруг домой на экскурсию – гости в восторге.
Курским школьникам под силу и сигнализацию сделать. Вадим Пустовой создал охранную систему, которая не пропустит в дом постороннего.
– Ничего сложного: кроме специально написанной программы, требуются датчик и телефон. Датчик вычисляет расстояние до первого препятствия. Как только туда попадает что-то, сигнализация срабатывает, – делится Лариса Александровна.
В этом году юные изобретатели обещают удивить. Вадим Пустовой собирает робота – небольшого, но ухватливого. Он сможет двигаться, останавливаться, реагировать на звуки.
– Сначала хотели сконструировать робота, который бы собирал кубик Рубика. Но написать программу с алгоритмом слишком легко. А вот «оживить» помощника, который будет переносить предметы с места на место, –  другое дело,  – делится планами педагог.
Новое творение, которое представят в марте, будет конкурентом питомцу из МЧС Тушкану.
– Затратное это увлечение? –  интересуюсь у педагога.
– Дорогой элемент – плата, а остальное доступно. Главное – желание. А подросткам нравится делать полезные вещи своими руками. И кто знает, что молодые создадут завтра...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...