Бессмертный город, бессмертная страна
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Бессмертный город, бессмертная страна


Десять с половиной миллионов россиян стали в День Победы добровольцами «Бессмертного полка». К чудесному объединению времен, памяти и людей были сопричастны и 52 тысячи курян всех возрастов. Что двигало ими? Не престиж, не самореклама, а особое чувство, называемое на Руси соборным. Когда вместе, единым сердцем и душой, переживали беды, сражались с врагом – и обязательно побеждали! И радовались счастливой возможности сделать добро фронтовикам, павшим и вернувшимся…    
Площадь Перекальского. Какое символичное название для старта колонны! А   призывом начать путь стали звуки священной мелодии «Вставай, страна огромная». В этот день все песни, спетые столько раз, заставляли вздрогнуть. Казалось, что наши поэты (а зачастую и фронтовики!) сумели из военной и первой послевоенной поры увидеть сегодняшний майский день. Бурлящую улицу, по которой течет могучая река скорби и благодарности. «Вставай, вставай, однополчанин...», «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви», «Всем миром, всем народом, всей землей», «Не в землю нашу полегли когда-то...» – как мудры стихотворные пророчества, с которыми выросло несколько поколений и будут расти впредь!
По любым расчетам, подобная встреча едва ли возможна: представьте-ка 52-тысячное море людское! Но в первом ряду колонны корреспондент «ГИ» увидел портрет Константина Долженкова – бойца 309-й стрелковой дивизии, спешно сформированной в первые дни войны из мирных курян и погибшей почти полностью в самые страшные дни 1941-го. Когда следопыты подняли из израненной смоленской земли останки и заветный медальон, сотрудники редакции были рады помочь сделать последний шаг в поисках семьи сержанта. Скромный домик на улице Сеймской столько лет жил ожиданием известий об отце, деде и прадеде, и спустя 74 года пришла весть о его славном уходе в бессмертие!
А вот на карточке нетрудно узнать лицо умудренного жизнью Степана Гуляева, старейшего из ополченцев, убитого при обороне Курска и погребенного рядом со своим домиком на Никитской. «ГИ» сообщали, как чутко ухаживают за могилой внук Эдуард Шеставин и другие потомки несломленного защитника нашего города. В их горячих сердцах жизнь Степана Николаевича продолжается. Вот простенький транспарант с четырьмя одинаковыми фамилиями – Варавины. Да, они в самом деле братья, жили в селе Пселец нынешнего Пристенского района, Победу встретил лишь один – Степан Павлович, но и он вскоре умер от ран. Даже карточки не осталось. Но прочнее фотобумаги признательность внучек – Ангелины и Алевтины...
Невозможно не заговорить с молодым человеком, отобразившим снимок прадеда, Хамида Шихмагомедова, участника Курской битвы и других сражений, не на привычном штендере, а на... своей футболке. Братство Красной Армии интернациональное: рядом плывут лики сыновей и дочерей едва ли не всех представленных в стране народов. Вот лишь некоторые: Салман Ахмедов, Амазасп Бабаджанян, Реза Баширов, Александр Гогладзе, Иксан Изатулин, Петро Кобзарь, Мамут Смаилов, Михаил Фарбер. Представлены и все рода войск: партизан, разведчик, артиллерийский мастер, флотский механик, танкист, лейтенант НКВД, охранявший Ялтинскую конференцию, также сотрудник «невидимого фронта», обеспечивавший безопасность еще одной судьбоносной встречи в верхах – в Потсдаме, зенитчица, радистка, подводник, летчик-истребитель, сапер, ветеринар. Профессии разные, служение единое...
Иные из встреч отзываются особой печалью. Не дожил до 75-й годовщины освобождения Курска Павел Лукьянчиков, один из последних участников сражений 1943-го, вернувших городу жизнь. Впервые шествие проходит без певца Победы, давнего друга «ГИ» Льва Мнушкина. Он, лишившийся в войну многих родных, из года в год приветствовал участников шествия возле дома на улице Ленина. О потере вздыхает друг поэта Александр Качергис. А затем обращает внимание журналиста на нередкий, к сожалению, вид своего транспаранта. Все, что осталось во множестве семей на память об отцах, дедушках, – это похоронки. «Мы в честь героя нашего сына назвали», – взволнованно делится собеседник.
…45 минут следовала притихшая колонна мимо Театральной площади. По времени – как школьный урок. Замечательный урок любви к Родине и ее защитникам!
Надежда ГЛАЗКОВА,
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...