«Имена из солдатских медальонов»
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Так называлась всероссийская конференция участников поискового движения, прошедшая в Казани. О том, какие проблемы обсуждались на форуме, «ГИ» рассказал руководитель центра патриотического воспитания молодежи КГУ и центра «Поиск» Игорь ЦУКАНОВ.    
В первую очередь участники конференции решили, какие изменения необходимо внести в Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
– Игорь Павлович, почему назрел вопрос о внесении поправок в законодательство?
– Ремонт памятников и поисковую работу финансируют региональные власти из областного бюджета, не имея на это права, потому что в законе обозначены только два участника: министерство обороны (федеральная структура) и муниципальное образование, на территории которого находится памятный знак. Муниципалы обязаны брать на себя и расходы, связанные с перезахоронением. Например, в Ольховатском сельсовете Поныровского района каждый год проводят перезахоронение останков. И если бы местные власти финансировали эти мероприятия, то каждый год выделяли бы минимум по 80 тысяч рублей. Но денег у них нет.
– Как в нашем регионе решают эту проблему?
– Мероприятия оплачивают областные власти, выделяя средства по специально созданным для этих целей региональным программам. К примеру, в этом году с помощью областного комитета по делам молодежи центр «Поиск» получил грант – 70 тысяч рублей  – на ремонт памятников. Средства направим на приведение в порядок гранитных плит на памятных знаках в Поныровском районе (хутор Северный), в селе Бобрышево Пристенского района. Эта работа ведется «Поиском» не первый год. В прошлом году на эти цели центр получал  даже федеральные средства и финансовую помощь от Общественной палаты Курской области. Кстати, участников конференции заинтересовал опыт курян в данной работе. Федеральных средств катастрофически не хватает. Представьте, по России 40 тысяч братских захоронений, которым необходим ремонт, особенно сельским памятникам, изготовленным  преимущественно из гипса и бетона еще в 60-70 годах минувшего столетия.
–  Сколько стоит новый памятник?
– Российское военно-историческое общество производит шесть видов стандартных памятных знаков из пенобетона. Самый дешевый стоит полтора миллиона. А замена мемориальных плит обойдется в сумму от 100 до 300 тысяч рублей. Поэтому пока не внесены изменения в законодательство о непосредственном участии в финансировании региональных властей, о замене памятников даже речи не идет.
– Однако необходимость установки новых памятных знаков назрела?
– Безусловно. Но сельсоветы по области из последних сил сохраняют памятники: стягивают железными обручами основания, подкрашивают, обихаживают. В нашем регионе – 450 сельских памятных знаков, и все в удовлетворительном состоянии.
– Делилась ли курская делегация опытом в составлении Книги Памяти?
– Конечно! В России осталось всего три региона, где ведется подобная работа: Курская, Калужская и Московская области. Однако опыт курян уникален, потому что эту работу осуществляют поисковики. В других регионах составители используют только списки из военкоматов. Куряне же проверяют в реестрах каждое имя. На данный момент в курскую Книгу Памяти внесено более 40 тысяч человек, из них  12 тысяч не значились даже в списках военкоматов. Возле некоторых данных вносим уточнения, к примеру, по документам военкомата боец захоронен в селе Александровка, а по данным «Мемориала» – в Подсоборовке. Выясняем, где на самом деле погребен солдат, и добавляем запись: «Внесен ошибочно». Таким образом, не просто вычеркиваем имя из списков, а уточняем, в каком из томов искать данные о нем. Очень интересовались опытом курян новгородцы, так как у них получилось так, что целый батальон солдат записали погибшим в Московской области, а бойцы на самом деле приняли смерть  в боях под Новгородом.
Поднимался вопрос об истории поискового движения вообще. Часть центров по России создана 50 лет назад, но в архивах регионов нет информации об этом, потому что местные поисковики не сдают документацию архивариусам. Дисциплинированны в этом отношении только москвичи и куряне. Центр «Поиск» сдает документы в областной архив с 1990 года. Любой человек, который захочет восстановить историю поискового движения в Курской области, легко сделает это, обратившись в архив.
– Обсуждали на конференции вопрос организации поисковых экспедиций с участием школьников?
– В данной работе колоссальный опыт у новосибирской делегации. Новосибирцы разобрались со всеми требованиями Роспотребнадзора по созданию полевого лагеря и в ближайшее время обещали выпустить для поисковиков памятку, где будут учтены все моменты, начиная с того, что руководители должны быть специалистами по туризму, заканчивая  противоклещевой обработкой будущего лагеря.
– В Курской области создано столько патриотических молодежных организаций: «Волонтеры Победы», «Бессмертный полк», «Юнармия», и они не могут ждать, пока разработают нормы. Можете посоветовать, чем заняться ребятам?
– Ухаживать за могилами, причем делать это не только за пару недель до 9 Мая, а круглый год. И найти информацию о захоронениях, над которыми можно взять шефство. Сделать это просто – в Книге Памяти, на сайте о погибших воинах Курской области «Горенка» (http://gorenka.org/). Да и в Курске кроме Никитского есть кладбища, где также захоронены солдаты, офицеры и ветераны Великой Отечественной, ушедшие после Победы: Херсонское, на улице Мичурина, Южное и Северное. Простор для действий колоссальный, было бы желание.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...