Курский архив и щедр, и бережлив
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курский архив и щедр, и бережлив


Вопреки расхожему выражению «сдать в архив» в значении «окончательно списать что-либо из употребления», реальное архивное учреждение на скучную жизнь не жалуется. О том, сколько пользы приносит жителям Курска, да и не только им, доблестный труд местных архивистов, рассказала корреспонденту «ГИ» председатель комитета внутренней политики и кадров администрации города Галина ОКУНЬКОВА.    
– Галина Федоровна, в нынешнем году архивисты в масштабе России и на курской земле отмечают памятные даты. Как часто куряне обращаются к помощи архивистов и по каким жизненным ситуациям?
– Да, в 2018 году исполнилось 100 лет Государственной архивной службе РФ, 115 лет архивной службе Курской области. И значение архивов в обществе, действительно, трудно переоценить. Документы сопровождают человека всю его жизнь. Свидетельство о рождении, аттестат зрелости, диплом, различные заявления, личное дело, трудовая книжка и другие документы хранят наши биографии. Документы предприятий, учреждений, организаций – это одно из слагаемых летописи города, региона. Все это, в целом, – драгоценные свидетельства не только далекой истории, но и современной жизни. А в системе архивных учреждений области важным звеном является муниципальный архив Курска. Архивный отдел комитета внутренней политики и кадров включен в структуру администрации города с 2002 года. На хранении здесь находится более 56 тысяч дел. Это документы по личному составу ликвидированных предприятий и организаций города: приказы о приеме и увольнении работников, документы по заработной плате, документы постоянного срока хранения – приказы по основной деятельности ряда организаций, нормативно-правовые акты администрации Курска за 2002-2004 годы, решения Горсобрания до 2010 года.
– Несомненно, в хранилищах есть немало уникальных бумаг, способных в умелых руках рассказать удивительную повесть...
– Да, среди документов есть приказы по личному составу, ведомости начисления заработной платы даже за судьбоносный 1943 год. Это документы таких организаций, как, например, Курская нефтебаза, кондитерская фабрика «20 лет Октября», Художественно-полиграфическая фабрика, горветстанция, «Курскгражданстрой». Здесь можно почерпнуть сведения о первых днях работы городского хозяйства после освобождения Курска от немецко-фашистских захватчиков, в период подготовки к Курской битве.
– Кто участвует в пополнении фонда архивного отдела?
– Источники комплектования – администрация города, ее отраслевые и территориальные органы – юридические лица, а также муниципальные предприятия и учреждения, Городское собрание, Контрольно-счетная палата.
– Читателей «ГИ», конечно, интересует и вторая функция архивной службы – предоставление информации по запросам организаций и граждан. Какие сведения больше всего востребованы?
– В эпоху бурного развития информационных технологий отдел выполняет важную, значимую для всего общества функцию, – предоставляет информацию по имеющимся на хранении документам органам государственной власти, гражданам, организациям. Поступают запросы о зарплате, подтверждении стажа, о переименовании улиц, о выделении земельных участков под строительство. Обращаются граждане как из самого Курска, районов нашей области, так и других регионов, даже из республик бывшего СССР. В некоторых случаях заявители просят предоставить архивные справки об удержании алиментов, отчислениях в Госстрах, награждениях. Есть запросы, относящиеся к 50-60-м годам прошлого века, они исходят от старшего поколения, от тех, кто хочет пересмотреть пенсию. Был случай, когда курянка, уехав на постоянное место жительства в одну из прибалтийских республик, просила найти сведения о ее работе в нашем городе. Все, что она помнила, – место нахождения организации и виды работ, которые она выполняла. Сотрудники отдела смогли ей помочь. Запрос был исполнен в срок, установленный законодательством.
– Для тех, кто еще не прибегал к помощи архивистов, подскажите, пожалуйста: как подать запрос о предоставлении архивных справок?
– Можно сделать это лично. Для этого нужно в понедельник, вторник, пятницу с 9 до 13 часов прийти в архивный отдел. Он располагается в Курске на улице Сторожевой, 6а. При себе желательно иметь копию трудовой книжки. Запрос можно подать и письменно, по почте, по электронной почте, а также через МФЦ. Сотрудники отдела проинформируют граждан, как правильно оформить запрос, каким способом его подать. Обратиться можно по телефонам: 52-16-30, 70-56-70.
– Как довелось убедиться при общении со специалистами, они работают, как говорится, не покладая рук?
– Да, за семь месяцев 2018 года в архивный отдел поступило 1277 запросов. Из них около 500 запросов – на личном приеме, более 50 – по почте и по электронной почте, 608 –  запросов из Управления Пенсионного фонда РФ по Курску, из районов области, судов, от адвокатов, других юридических лиц. Более 130 запросов поступило через МФЦ. При этом жизнь не стоит на месте. Архивный отдел – не исключение.
Мы тоже стараемся идти в ногу со временем. В связи с поэтапным переводом услуг в электронный вид утвержден административный регламент по предоставлению архивным отделом муниципальной услуги «Предоставление архивной информации по документам Архивного фонда Курской области и другим архивным документам (выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий)».
– У архивистов отдела есть чему поучиться коллегам. Ведут ли они методическую работу?
– Наши сотрудники оказывают методическую помощь организациям-источникам комплектования архивного отдела в упорядочении документов, в составлении номенклатур дел, описей дел постоянного хранения, описей дел по личному составу. С этой целью проводятся семинары, консультации, специалисты выходят в организации, чтобы на месте посмотреть документы, посоветовать, как их правильно обработать.
Сотрудники отдела консультируют по вопросам архивного дела, ведения делопроизводства и учета документов, осуществляют прием на хранение документов организаций – источников комплектования.
– Архивное дело – трудная, но интересная сфера деятельности. Это и кропотливая работа с документами, и исследования. Рано или поздно возникнет необходимость в приходе молодой смены. Как вы считаете, стоит ли популяризировать работу архива?
– Да, и для этого используются разные формы. В декабре 2016 года совместно с архивным управлением Курской области, комитетом образования города было проведено заседание  круглого стола  на тему «Дворец пионеров и школьников города Курска: прошлое и настоящее в документах, фотографиях, лицах». Сотрудники отдела читают  лекции о работе архивов в школах, а также, как вам хорошо известно, готовят статьи для публикации на страницах «ГИ». И подобных познавательных встреч с читателями, надеюсь, предстоит еще много!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...