«Что за станция такая?..»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В этом году исполняется 150 лет с того момента, когда завершилось строительство  железной дороги «Москва – Курск».    
Движение  открыли 30 сентября, когда император Александр II, возвращаясь из Крыма, в Курске пересел на спецпоезд и продолжил путь в Москву. В том же году открылось движение в направлении «Курск – Киев» до станций Ворожба и Бровары. В 1869-м в Курске была завершена постройка железнодорожного вокзала («пассажирского дома»), а железная дорога продолжена до Белгорода и Харькова.
Вокзал был удален от центра Курска более чем на 3 километра, что в условиях полного отсутствия общественного транспорта было весьма ощутимо и вызывало ропот горожан. Добраться можно было только извозчиком, а стоило это недешево, особенно в темное время суток. Мотивацией такого планировочного решения было удешевление и ускорение строительства. Кстати, Курский вокзал в Москве тоже располагался за пределами городской территории по той же причине – так дешевле.
В 1872 году курские власти приняли решение о постройке дополнительной железнодорожной ветки в центр города. Строительство завершилось 6 июня 1878 года (140 лет назад), когда на улице Херсонской (Дзержинского) была торжественно открыта пассажирская и товарная станция «город Курск» (Курск II) и начато движение. Вокзал при городской станции назывался «Курским», а вокзал станции Курск I получил название «Ямской».
Когда строили железнодорожную ветку к городской станции Курск II (ныне площадь перед цирком), пришлось спроектировать и построить сразу три основательных моста: через протоки Кривец и Ровец, а также через Тускарь. Так что, речь шла не только об удобстве курян-пассажиров, но и о развитии Стрелецкой слободы. Наличие в центре города станции Курск II как грузового логистического узла сказалось и на выборе места для строительства в 30-е годы тепло-электростанции на берегу Тускари. К месту строительства проложили железнодорожную ветку, по которой завозили оборудование и стройматериалы.
Лишь в 1934 году, после образования Курской области, Ямской вокзал был переименован в «Курск» (Курск-Главный). Ранее (с 1928 года) сказывался тот факт, что Курск и Ямская слобода были равноценными административными субъектами районного уровня, достаточно независимыми друг от друга. Подтверждением этого факта можно считать известное стихотворение Самуила Маршака «Вот какой рассеянный», опубликованное в 1930 году:
Что за станция такая?
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
– Это город Ленинград.
А скоро городская станция прекратила принимать пассажиров и стала исключительно товарной. К тому времени вопрос общественного транспорта по вектору «Вокзал – Город» был решен.
В здании бывшего городского вокзала разместили управление железной дороги и городские кассы предварительной продажи железнодорожных билетов. В 1968 году (ровно 50 лет назад) вокзал был снесен. В настоящее время на его месте располагается здание цирка.
Виктор КРЮКОВ.
Использованы материалы курских краеведов.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...