Отрицая СПИД: почему ВИЧ-инфицированные куряне отказываются от лечения
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Отрицая СПИД: почему ВИЧ-инфицированные куряне отказываются от лечения


Вирус иммунодефицита человека открыли в 1983 году. С начала эпидемии во всем мире 35 млн человек умерли от сопутствующих СПИДу болезней. Но до сих пор находятся люди, отрицающие сам факт существования ВИЧ. Они объединяются в группы и вовлекают в свои ряды новых последователей. Взамен умерших. Со следующего года их будут штрафовать за пропаганду отказа от лечения.    
Информационная война
В прошлом году активисты региональной общественной организации содействия гражданам, затронутым социально значимыми заболеваниями, прошерстили интернет-ресурсы. Их интересовала частота запросов на тему СПИД-диссидентства. Выяснилось, что в сети множество подобных антинаучных сайтов и все они открыты. А вот запрос «Как жить с ВИЧ», наверняка, приведет к закрытому сообществу или сайту, загруженному большим объемом научной информации и сложной терминологии.
– У человека, узнавшего о своем ВИЧ-положительном статусе, множество вопросов, и ответы на них он ищет в интернете, – говорит президент правления организации «Мельница» Алексей Яскович. – СПИД-диссиденты ведут агрессивную политику, забрасывая «новичка» псевдонаучными статьями, ссылками на сомнительные сайты, где говорится, что вируса нет, что это сговор фармацевтических компаний. Принять то, что ты здоров, гораздо легче, чем тот факт, что неизлечимо болен. Многие становятся диссидентами.
Отказавшись от наблюдения и лечения, люди подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь потенциальных половых партнеров. На первых порах ВИЧ очень активен. А поскольку человек уверен, что здоров, то он не считает нужным предохраняться.
В соцсетях появился паблик «ВИЧ/СПИД-диссиденты и их дети», который разоблачает вредоносные идеи. Там собраны данные, в том числе и по умершим диссидентам, информацию о которых их единомышленники потом тщательно подчищают.
Активисты  создали сайт www.stopdiss.ru. Здесь можно найти действительно полезные ресурсы и сообщить о диссидентских, чтобы общественники могли пожаловаться на них для блокировки «дезинформаторов». Этим должен заниматься Роскомнадзор.
Курские активисты очень ждали изменений в законодательстве, которые бы приравняли призыв к отказу от лечения к побуждению к суициду. Закон вступит в силу в начале 2019 года.
– В КоАП РФ внесены изменения, предусматривающие штрафы за распространение пропаганды отказа от лечения ВИЧ-инфекции для физических и юрлиц, – поясняет Алексей Яскович. – Тут могут возникнуть сложности. Например, фонд, организованный курским диссидентом, можно оштрафовать, причем на крупную сумму, как юрлицо. Но физлиц из соцсетей к ответственности привлечь не получится. Потому что для этого придется установить их личности.

Как муж сказал
Если активисты ведут борьбу с ВИЧ-диссидентством, в основном, на информационном поле, то сотрудники курского центра СПИД – в реальной жизни. Но и их возможности в воздействии на «отказников» ограничены законом.
– И диспансеризация, и лечение, и обследование на ВИЧ у нас добровольные (за исключением некоторых случаев), – говорит заведующий эпидемиологическим отделом центра СПИД Курского кожвендиспансера Виктор Ковальчук. – Человек может отказаться от лечения на любом этапе. Конечно, мы принимаем меры, чтобы таких случаев было меньше. Но одних уговоров мало. Если человек хочет жить, он будет жить. Мы не можем убрать вирус из организма, но препараты, которые получают пациенты, задерживают его размножение.
Проблема в том, что вирус не виден. Как лучевая болезнь или первые стадии онкологии. Человек нормально себя чувствует, живет обычной жизнью, пока что-то убивает его изнутри. Могут пройти годы, прежде чем у ВИЧ-инфицированного начнет снижаться иммунитет. Но и тогда не все осознают природу своего заболевания: ослабленный организм убивает сопутствующий недуг, чаще всего – пневмония или туберкулез.
Случается, люди отказываются от лечения под влиянием близких. Особенно женщины, состоящие в дискордантных (инфицирован только один партнер) парах. В прошлом году от СПИДа умерла 40-летняя курянка. Муж запретил ей принимать лекарства, убеждая, что такой болезни нет.

В ответе за тех, кого родили
В прошлом году в Санкт-Петербурге умерла ВИЧ-положительная девочка. Приемные родители отказывались давать ей необходимые препараты. А родители красноярского мальчика, умершего от пневмонии, только в больнице узнали о его положительном статусе. Его мама и папа были ВИЧ-инфицированными, но после рождения малыша отказались проверять его на наличие вируса. В Курской области ни один ВИЧ-положительный ребенок не погиб. Но были предпосылки к этому.
– В регион переехала женщина с двумя детьми, – вспоминает Виктор Ковальчук. – Оба были ВИЧ-положительными, но лечения не получали. Не знаю уж, по какой причине приемная мать лишала их шанса на долгую жизнь, но благодаря правоохранителям, органам опеки и детскому омбудсмену малышей спасли. Сейчас они под опекой в другой семье.
На родителей-диссидентов повлиять можно, пригрозив лишением родительских прав, административным или уголовным наказанием за оставление ребенка в опасности. При условии их адекватности.
В ситуации с беременными ВИЧ-диссидентками врачи бессильны. Пока ребенок не родился, он и не гражданин вовсе. А значит, матери решать: родиться ему здоровым или повторить ее судьбу. Если беременная женщина, а потом и ребенок принимают антиретровирусные препараты, вероятность того, что он будет здоровым – 97%.
Из 18 ВИЧ-инфицированных детей, которые проживают в Курской области, 12 родились здесь, остальные приехали из других регионов. Отказники среди их матерей – не редкость. Но пугающий диагноз не стал для ребят приговором: они получают лечение по мировым стандартам и живут обычной жизнью в приемных семьях.
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...