Многогранный художник Денисов
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В декабре в галерее имени Александра Дейнеки состоялся однодневный закрытый показ произведений талантливого курского реставратора, художника и копииста Михаила Денисова. Посетить выставку могли только избранные – по личному приглашению мастера. Всех желающих галерея попросту не вместила бы. Вдогонку прошедшему показу творчество Михаила Евгеньевича «ГИ» представляют на своих страницах, открытых для широкой аудитории его поклонников.    
Художественная мастерская Михаила Денисова, оборудованная в квартире на улице Дзержинского, похожа на уютный ретро-ресторанчик. Резная деревянная мебель, картины и старинные струнные инструменты на стенах, десяток ламп в металлических абажурах, свисающих с потолка, посуда из меди и латуни...
– Любите готовить? – интересуюсь я.
– Если хочешь вкусно поесть – приготовь сам.
«Если хочешь сделать хорошо, делай сам» – эту фразу можно считать  универсальным ключом Михаила Денисова к решению любых задач. Разработка дизайна мастерской, подбор антикварной мебели и довольно сложный ремонт – все это дело его рук. Художник уверен, что для создания картин в духе XIX века нужна соответствующая обстановка.
44-летний живописец имеет в активе около 400 копий произведений всемирно известных мастеров, начиная с Рембрандта и заканчивая Александром Дейнекой.  Овладев секретами живописи старых мастеров, Михаил Денисов пишет собственные картины – натюрморты, портреты, жанровые многофигурные композиции, которые порой трудно отличить от шедевров ушедших столетий.
Количество авторских произведений курского художника-реставратора в разы превышает число сделанных им копий, но ни тех, ни других в мастерской не встретишь – там только то, что недавно вышло из-под  его кисти. Остальные работы бережно хранят столичные и европейские ценители живописи. Скажу больше, частные коллекционеры стоят в очереди за произведениями Денисова.
– Михаил Евгеньевич, вы согласны с утверждением: «Можно написать картину за час, а потом в течение года пытаться ее продать, а можно год работать над полотном и продать его   за считанные минуты»?
– Я придерживаюсь золотой середины. В современное время скоростей художник не может позволить себе работать медленно. Картины небольших размеров могу написать за ночь, над серьезными полотнами работаю по три-четыре месяца. В произведении должно присутствовать мастерство. «Тяп-ляп»  в изобразительном искусстве и так слишком много. Признанные мастера прошлых столетий так не делали – обладая годами наработанным артистизмом, они имитировали скорость. Мучения автора никому не интересны, зритель должен видеть продукт свежий, искрящийся вдохновением. Помните «Девочку с персиками»? Серов писал ее целое лето, а смотрится картина как этюд «а-ля прима», то есть сработанный в один присест.
– Техника старых мастеров – долгий и трудоемкий процесс...
– Есть две основные школы масляной живописи – голландская и итальянская. Мне больше нравится первая, но как реставратор и копиист использую и ту,  и другую. Последовательность работы примерно такая: предварительно художник   ищет наиболее удачную композицию, пишет этюды. Для создания основной картины холст проклеивается и грунтуется. На высохший грунт наносится одноцветная пропись рисунка с проработкой светотени. Затем следует непосредственно живопись – первый красочный слой и последующие тонкие слои лессировки, в ходе которых прописываются детали. Продуманная  поэтапность нанесения красок позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, ведь каждый предыдущий слой просвечивается сквозь последующие. Ни репродукция, ни фотография не способны дать такого изображения.  
– Но каждый красочный слой приходится сушить минимум неделю?
– Современные материалы позволили сократить время работы над картиной.  Грунтовку и тонировку можно выполнить темперой, которая сохнет сразу.  Основной живописный слой и  лессировки требуют длительной сушки. Но если  картина отставлена, это не значит, что художник сидит без дела – он работает над следующей.
–  Чтобы воссоздать шедевр, нужно иметь талант не меньший, чем обладал его автор. Копированию картин вы научились в Суздальском художественно-реставрационном училище или первые уроки были от мамы – реставратора Елены Денисовой?
– Мама – не художница, исключительно реставратор. В картинной галерее, где сейчас мы с ней работаем, я прочно обосновался, когда еще под стол пешком ходил. Мне нравились картины и нравилось рисовать. Я с удовольствием учился в детской школе искусств №1. С призванием определился рано, написав в одном из школьных сочинений, что хочу быть реставратором. Копированием картин  увлекся в Суздале вместе с однокурсником Сергеем Кривенковым. Наше пристрастие скоро переросло в профессию: в том смысле, что уже в училище мы зарабатывали на жизнь, воссоздавая произведения великих мастеров. Успех был такой, что после нашего выпуска училище открыло спецкурс по копированию.
– Вы не считаете, что подражание тому или иному художнику, пусть великому и признанному, мешает выработать свой стиль? Ваши картины трудно назвать современными. Это великолепная, но... все-таки стилизация. Возьмем цикл о поваренке, где в интерьере и костюме XIX века изображена ваша дочка Александра. Разве девочка смотрелась бы хуже в современной обстановке и собственном платьице?
– Реставратор от природы своей многоликий. При восстановлении поврежденной картины ему приходится вживаться в манеру письма то одного, то другого художника. Копирование тоже исключает использование собственной техники и стиля. Но в авторских работах я стараюсь быть самим собой. Винтаж – это моя фишка. Я хочу жить в XIX веке и окружаю себя предметами той эпохи. Если вести речь о джинсах, то их не стоит писать в  технике Рембрандта, в крайнем случае – в стиле американского реализма.  
– Есть мнение, что техника старых мастеров не применима в современном мире и поэтому не востребована?
– А что востребовано – то, что пишут сейчас? Я бы не сказал. Развитие живописи достигло пика в XIX веке и затем пошло на спад. После революции не стало заказчиков качественной живописи, в картинах на первый план вышла тема. Номенклатура в изобразительном искусстве не разбиралась, для нее было главным – не как написано, а соответствует ли изображение партийной идеологии. После отмены госзаказа массовый спрос на живопись определялся ее дешевизной.  Художники ударились в поиски легких путей...
–  В 2002 году вы заочно окончили искусствоведческое отделение Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Вопрос: зачем?
– Профессия искусствоведа – это возможность преподавать, проводить экспертизы, писать научные статьи, обладать знаниями в области архитектуры и  дизайна. Художники-реставраторы знают продукт изнутри, поэтому из них выходят толковые специалисты. Тогда как некоторые искусствоведы без художественной подготовки –  по сути своей литераторы. Благодаря им многие картины зачислены в разряд мировых шедевров незаслуженно, а те, которые находятся там по праву, они хвалят не за то, за что следовало бы.
– Судя по авторским сайтам (у вас их несколько) ни одна крупица полученных знаний не пропала даром. Каждый сайт – это прекрасно оформленный виртуальный музей художника Денисова, где он собственной персоной предстает и в роли разностороннего живописца, и эрудированного экскурсовода, и дизайнера-разработчика интернет-площадок.
– Первый сайт написал, как говорят, на коленке. А дальше пошло-поехало.
– В разных источниках приводится перечень ваших искусствоведческих публикаций. Где с ними можно познакомиться?
– Список моих статей размещен на сайте Курской областной картинной галереи имени Александра Дейнеки. Там указаны действующие ссылки.
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...