Курск: вид на склоны
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курск: вид на склоны


Знаете, в чем разница внешнего восприятия Курска сегодня и, скажем, в начале прошлого века, когда подъезжаешь к городу на поезде с юга?    
Сто лет назад при приближении к вокзалу с левой стороны открывался «градообразующий» холм с куполами и шпилями Знаменского и Сергиевского соборов, силуэтом Свято-Троицкого храма. Многие восхищались тогда этим видом, сравнивая Курск с Киевом...
… И все вроде бы на месте. Все эти храмы сохранились и сегодня, железная дорога все там же, стало быть, ракурс с его деталями не изменился. В контуры города вклинились современные здания с простоватой геометрией, но они с первого взгляда не так уж и заметны. А вот неухоженность склонов холма, что ниспадают в сторону Тускари, наверняка разочаровала бы прибывающего путешественника, видевшего Курск другим. Заросшие берега – это «достояние» послевоенных десятилетий. Точнее, того времени, когда основным топливом стал уголь, а позднее газ.
С самых древних времен в Курске топили, как и везде, дровами. Но небольшому городу вполне хватало того, что произрастало рядом. К дереву (в любой его форме) относились бережно, собирая все, считавшееся бесхозным. В том числе кустарник (хворост), выраставший на склонах городского холма. Так было в пойме Кура, на левом берегу Тускари, на Боевке и севернее ее – везде, где рядом жили люди. Тем самым производилась уборка территории от «дикой зеленки».
В свое время Курск славился садами, которые занимали значительную часть города. К примеру, Боевка (причудливо изогнутый полуостров на Тускари) в первой половине XIX века была засажена плодовыми деревьями. Севернее (в сторону нынешнего Кировского моста) правый берег тоже представлял собой яблоневый сад, который имел конкретного хозяина, отсюда и название – Дружининский сад.
Если до войны уголь курянами все-таки использовался (причем в нарастающем с годами количестве), то после ее начала с этим видом топлива возникли серьезные проблемы. А во время оккупации города доставка угля и вовсе прекратилась. Именно тогда вырубили все, что могло гореть, – не столько горожане, сколько немцы. На фотографиях уже первой оккупационной зимы со стороны Стрелецкой на склонах холма ни единого деревца или кустика. Столь же востребованной оказалась растительность на Боевке и на левом берегу Тускари в черте Курска. Даже на центральных улицах почти все безжалостно вырубили.
Понятное дело, после освобождения города и даже с окончанием войны ситуация изменилась далеко не сразу. Еще в конце 50-х годов левый берег Тускари был практически свободен от деревьев.
Надо ли говорить, что в таком виде берега главной городской реки и склоны холма выглядели аккуратнее. Драматическим образом их как бы вернули в былые времена. На рисунках конца XVIII века берега и склоны столь же опрятны. А в средневековье косогоры вокруг крепостной стены тем более должны были просматриваться насквозь.
Сегодня, наверное, настала пора заняться в черте города «зеленкой» на берегах Тускари и Кура. Да разве только там? Понятное дело – появится много «открытий чудных» в виде замаскированных прежде растительностью свалок.
И здесь вопрос: что делать с облагороженными (если такое все-таки произойдет) склонами дальше? Если ничего – они зарастут буквально на следующий год. Скажем, косогоры от Первомайского парка еще в 30-е годы прошлого века собирались террасировать и превратить в одну из достопримечательностей Курска: белокаменные лестницы, смотровые площадки, ротонды... Эти проекты сохранились, ими вполне можно воспользоваться и сегодня. Правда, с тех пор кто-то разрешил ниже строить гаражи, рядом с улицей Нижней Набережной. Они-то как раз хорошо вписываются в нынешнее состояние места...
Однако еще не забылись и сравнительно недавние задумки. Скажем, зеленая пойма Кура (от улицы Краснознаменной вниз по течению) – это геометрический центр Курска. Казалось бы, прекрасное место для парка, насыщенного спортивными сооружениями самого разного толка. Курские архитекторы в последние десятилетия несколько раз пытались привнести сюда цивилизованный подход (зона спорта и отдыха напротив улицы Коммунистической, транспортная эстакада между улицами Ватутина и Бойцов 9-й дивизии) – ничего из этого не получилось. Мало того, уничтожили тренировочное футбольное поле и лыжный трамплин. Макеты этих замыслов до сих пор хранятся в Доме архитектора.
Так и осталась неосуществленной задумка обустроить парк  окрест Боевки на обеих берегах Тускари. Когда в довоенные годы проектировался и строился стадион «Локомотив» (он на 20 лет старше «Трудовых резервов»), место его расположения выглядело совершенно иначе: никаких зарослей вокруг, открытое пространство, свободный доступ по многим направлениям. Мало того, проект предусматривал развитие спортивной инфраструктуры и строительство жилых кварталов. А что в итоге получилось с «дедушкой» курских стадионов через 80 лет? Вы давно не бывали рядом с «Локомотивом»? И впредь не советую – страшновато. Как-то с приятелем решили добраться от тропы, что проходит рядом с этим стадионом, до улицы Интернациональной напрямую, через «сельву», и очень скоро наткнулись на вполне партизанскую землянку со следами недавнего пребывания людей: пустые бутылки и шприцы…
Справедливости ради отметим, что в конце 40-х-начале 50-х годов попытка организованно насытить это место культурной растительностью была. Но рвение быстро иссякло.
К слову, многие считают, что «дикие заросли» – это легкие города, без которых нынешнему Курску, все более насыщаемому испарениями техногенного полиса, не обойтись. Может быть, оно и так, но «генератор чистого воздуха» тем более должен быть обустроен и обихожен, без всяких скидок на его безусловную полезность в любом виде. Стоит вспомнить, что еще в 20-е годы прошлого века (понятное дело, и раньше) санитарные врачи считали  вредным строить жилье рядом с сырыми зарослями у реки. Причина в комарах, которые могли распространять малярию. С тех пор с этими насекомыми научились бороться химией, но что вреднее для человека – это еще вопрос.
С чего начать? Думается, чем ближе к акрополю, тем актуальнее. Скажем, бесхозные склоны от Первомайского парка и улицы Сонина располагаются не только совсем рядом с детинцем, они входят в его черту. В том же ряду стрелка, которую образуют при слиянии контуры берегов Тускари и Кура, – одна из самых исторически насыщенных площадок Курска. И в то же время одна из наиболее неряшливых. К слову, здесь под стать и вода самого Кура: по мнению экологов, самая ядовитая в речной системе области. А ведь именно здесь когда-то стояла единственная каменная башня, с которой связано много драматических моментов из истории обороны Курской крепости...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...