Что заставит уйти незаконных торговцев?
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Что заставит уйти незаконных торговцев?


Ликвидация несанкционированной уличной торговли и «серого» рынка труда наемных продавцов – были главными вопросами,  рассмотренными  в  администрации  города Курска на заседании межведомственной комиссии по обеспечению законности в сфере предпринимательской деятельности.    
Административные комиссии округов  сообщили о низкой взыскиваемости административных штрафов. Так, уровень оплаты нарушителями наложенных административных штрафов в 2018 году в Центральном округе составил 26,9%, в Железнодорожном   – 32%, в Сеймском – 39%. Уклонение от исполнения  административного наказания в Курске началось не сегодня. Так, Центральный округ в 2017 году собирал всего 19,3% наложенных административных санкций. Члены комиссии попытались разобраться в причинах неуплаты штрафов, по задумке законодателя,  призванных быть гарантами обеспечения правопорядка и доходным источником  бюджета.
Как выяснилось, административные комиссии округов четко выполняют свои  обязанности по выявлению фактов неуплаты   штрафа в добровольном порядке и направляют документы на принудительное взыскание в службу судебных приставов. Проблема в том, что основная часть должников – незаконные уличные торговцы: безработные куряне, переселенцы из бывших союзных республик, выходцы из кочевых племен. Последние зачастую не имеют регистрации по месту жительства.  Имея в год по 4-5  протоколов об административном правонарушении, они упорно продолжают заниматься незаконным бизнесом:  становятся в местах наибольшей проходимости  и продают жителям города сельхозпродукцию или промышленные товары. Торговля осуществляется с нарушением гигиенических правил: с рук, грязных лотков или прямо с земли, без  документов, подтверждающих происхождение и качество товаров. Продукты питания, реализуемые в таких условиях, могут представлять реальную опасность для здоровья покупателей. Административных штрафов незаконные торговцы не боятся, поскольку судебные приставы  неоднократно их посещали и не обнаруживали  имущества, пригодного для принудительного взыскания. Заменить штраф на иное наказание, например, административный арест, правоохранители не имеют возможности, так как на попечении нарушителей находятся несовершеннолетние дети или сумма долга менее трех тысяч рублей.
– Какой смысл сотрудникам департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей и администраций округов проводить совместные рейды  с городским УВД и управлением ветеринарии, составлять протоколы, а административным комиссиям накладывать штрафы на нарушителей, если  наказание не исполняется?  В прошлом году городской бюджет недобрал половину наложенных административных штрафов. Если нормы закона не работают, нужно их пересмотреть, – обозначила свою позицию заместитель главы администрации города Галина Солопова.
Предложения по законодательной инициативе, внесенные членами межведомственной комиссии, носили противоположный характер. Первое заключалось в введении нового наказания в виде конфискации незаконно реализуемого товара в санкцию части 1 статьи  14.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также в статью 53 «Торговля в неустановленных местах» закона № 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области».
Ныне за совершение данных правонарушений на граждан (продавцов) возлагается ответственность только в виде штрафов: от 500 до 2000 рублей и от 1000 до 2000 рублей соответственно.
Изъятие незаконно реализуемого имущества и обращение его в доход государства – хорошая альтернатива административному штрафу, поскольку облегчает процесс взыскания и является действенным инструментом для пресечения несанкционированной торговли. Если уличный торговец пару раз лишится своего товара, в третий раз он подумает, подвергать себя риску вновь или зарегистрироваться в налоговой инспекции и вести торговлю в соответствии с требованиями законодательства.
Руководствуясь данными соображениями, комиссия приняла решение подготовить законопроект о конфискации товаров, реализуемых гражданами при организации незаконной торговли, и обратиться к депутатам Госдумы от Курской области с просьбой инициировать внесение поправок в законодательство.
Иная точка зрения заключалась в следующем: хорошо бы включить Курскую область в состав регионов, где с января 2019 года тестируется новый налоговый режим для самозанятых.
Напомним, что в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане  в течение 10 лет граждане,  не имеющие официального работодателя и сотрудников в подчинении, могут зарегистрироваться онлайн в качестве самозанятых. Обладатель этого статуса обязан платить 4% со своего дохода, полученного от физлиц, и 6% – от юрлиц. Таким образом граждане, работающие на себя, могут иметь легальный заработок при минимальной налоговой нагрузке. Практика первых недель эксперимента показала, что на налоговый учет встали многие люди, прежде работавшие нелегально.
Возможно, никаких местных инициатив по этому поводу не понадобится:  по сообщению центральных СМИ, в феврале глава ФНС Михаил Мишустин заявил в Совете Федерации о намерении законодательно распространить опыт по налогообложению самозанятых на все регионы уже до конца 2019 года.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...