Ветеран Михаил Жаков: Жизнь связана с авиацией
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


22 июня 1941 года в авиационной школе, где учился курянин Михаил Жаков, были соревнования по физкультуре. Земляк хорошо помнит, что из 28 участников забега пришел третьим. И никогда не забудет голос Молотова, объявившего по радио о начале войны.    
– Его речь слушали с негодованием к врагу, – вспоминает ветеран. – Но была уверенность, что война продлится недолго: наша армия разгромит немцев, и мы будем учиться дальше. Однако уже 29 июня на школу совершили первый авианалет. Потом снова и снова. Учиться было невозможно, и нас отправили в тыл, в Алтайский край.
Там Михаил Жаков окончил училище 17 ноября 1941 года – в день своего 19-летия. А первый боевой вылет совершил уже на родине, в Курской области. Вместе с однополчанами летал на самолетах-разведчиках У-2, переданных из аэроклуба и оснащенных бомбодержателями. Такие самолеты не могли набрать большую высоту и скорость, поэтому вылеты на них совершали только ночью.
– Когда отправлялись на фронт, не верили, что долго просуществуем, – рассказывает курянин. – Ни скорости, ни бомбовой загрузки у У-2 не было. Да и летная подготовка оказалась слабейшей. Но опыт приобретался во время полетов, и дела у нас пошли. За ночь совершали по 2-3 вылета. Словом, спать немцам не давали.
К июлю 42-го на счету штурмана эскадрильи Жакова были уже с полсотни вылетов и орден Красной Звезды. Его экипаж с одинаковым успехом бомбил немецкие товарняки, доставлял оружие партизанам, эвакуировал стариков и детей. А за всю войну количество боевых вылетов курянина приблизилось к 200. У-2 вскоре сменили одномоторный самолет Р-5 и военно-транспортный ЛИ-2.
Победа застала штурмана в 50 километрах от Берлина. Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан в здании офицерского клуба бывшего военно-инженерного училища вермахта. Вскоре в этом же помещении, где затем разместилось консульство, Михаил Жаков расписался с красавицей Еленой и зарегистрировал рождение дочери.
Светлана, дочь Михаила Жакова, показывает первый в жизни документ. В графе «Место рождения» – Берлин. В завоеванном советской армией городе Жаковы прожили еще четыре послевоенных года. Светлана Михайловна вспоминает: ее маму частенько принимали за немку – молодая женщина отличалась особой красотой.
Эту красоту, хоть и спрятанную под платком и скромной одеждой, в 1943-м заметил Михаил Жаков. Познакомились на привозном киносеансе в Конышевском районе, где базировался полк курянина. Тогда Елена отказалась от билетика, предложенного молодым летчиком, а от предложения руки и сердца уже в мирное время отказаться не смогла. Но прежде будущие супруги вместе прошагали пол-Европы: еще накануне Курской битвы Михаил Петрович помог избраннице устроиться на работу в батальон аэродромного обслуживания, который сопровождал его полк до самого Берлина.
Так началась семейно-кочевая жизнь. После Германии был Дальний Восток, где Михаил Петрович отличился в подготовке бойцов ВДВ. Затем 28 лет работы в Курском аэропорту в должности дежурного штурмана. Михаил Жаков говорит, что вся его жизнь связана с авиацией. И более 70 лет его жизни рядом была супруга Елена. Вместе радовались рождению детей, внуков и правнуков. Вместе оплакивали смерть любимого сына Сергея.
Несколько лет назад не стало и супруги. Ветеран живет с дочерью Светланой. Переехать из украинского Краснодона ее заставила не только болезнь мамы, но и обстановка в соседнем государстве.
– Едва ли не каждый день мимо наших окон проезжали танки. Было очень страшно, –вспоминает Светлана  Михайловна.
О войне в Краснодоне знают не понаслышке: в 43-м здесь жестоко расправились с молодогвардейцами. Новая линия фронта пролегла через Луганскую область в 2014 году. И до сих пор родные ветерана Жакова своему дому предпочитают мирный Курск.
Танки здесь грохочут на парадах, которые Михаил Петрович с удовольствием посещал или смотрел по телевизору. Теперь только слушает – к 96 годам совсем потерял зрение. Недуг лишил его мобильности, но не бодрости духа и отменной памяти. Михаил Жаков в мельчайших подробностях рассказывает о событиях прошлого, а недавно почти два часа по телефону давал интервью столичному журналисту. Вспоминал о первом боевом полете на станцию Щигры, о военачальниках Жукове, Соколовском, Чуйкове, для перевозки которых специально переоборудовали один из самолетов его полка, о белой кофточке и черной юбке юной сотрудницы госпиталя, названной друзьями Еленой Прекрасной.
...В июне 1943-го полк Жакова расположился всего в 100 километрах от его родного села Махов Колодезь Большесолдатского района. И грех было не воспользоваться возможностью повидать близких. Отец и старшая сестра Михаила Петровича были на фронте, дома остались младшая и мама. К ним-то с разрешения командира полка и отправился наш герой в сопровождении пилота. Визит Жакова вызвал настоящий ажиотаж: посмотреть на настоящий самолет сбежалось все село, даже из соседних приходили. На следующий день к штурману заглянул председатель местного совхоза: ты мне, говорит, всю посевную срываешь, никто работать не хочет – ждут твоего полета. Но Михаил Петрович и так собирался улетать, ведь командир отвел на встречу с родными, которая могла стать последней, всего два летних дня.  
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...