Парус вдохновения Евгения Горбатенко
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Парус вдохновения Евгения Горбатенко


Шум ветра и брызги в лицо, встречи с пиратами и захватывающие морские приключения... Такое бывает не только в романах. У президента федерации спортивного туризма области Евгения Горбатенко рассказов о странствиях под парусом хватит на толстую книгу. Откуда появилось это увлечение в сухопутном Курске, Евгений Викторович рассказал корреспонденту «ГИ».    
– Отец любил повторять: человек должен научиться делать что-то своими руками, тогда у него будет работать мозг, – вспоминает Евгений Викторович.
Это и подтолкнуло будущего морского волка поступить  в профучилище №1, приобрести профессию слесаря-монтажника и... влюбиться в парусный спорт. Нет, в училище не было специального кружка по мореходству, но русский язык и литературу там преподавал талантливый и увлеченный человек  Александр Сапожков.
– Александр Моисеевич – уроженец Норильска, с детства занимался парусным спортом и бороздил просторы Енисея. Поделился этим увлечением с нами, – рассказывает Евгений Горбатенко. – Он научил создавать вещи своими руками, и показал, как мечта становится реальностью. Под его руководством прошло множество походов на парусных катамаранах, созданных из ничего.
В советское время яхт-спорт считался буржуазным и неприемлемым. Поэтому соответствующий инвентарь в СССР не продавали. В морских школах учили профессиональных моряков. Вот и приходилось увлекающимся натурам придумывать, из чего бы собрать разборное парусное судно, да так чтобы и в  рюкзаке поместилось.
– Использовали надувные резиновые поплавки, дюралевые трубы, – вспоминает капитан. – Помогали знакомые, работавшие на заводах, – доставали материалы, специальный клей, резину.
Не все было гладко. Первый катамаран, который ребята сделали вместе с Александром Сапожковым, потерпел крушение на Азовском море.
– Не узнаешь, как будет работать судно, пока не поставишь на воду. Надо пройти море испытаний, – утверждает Евгений Горбатенко.
Первые неудачи не сломили дух любителей водных путешествий. Вместе с педагогом ребята продолжили строить катамараны, придумывать маршруты походов. Путешествовали по Волге и Енисею, по морям – Белому, Черному и Азовскому.
– Прошли по всем водоемам Советского Союза, участвовали в соревнованиях по парусному туризму, – продолжает собеседник. – Первое путешествие по Волге от Казани до Сызрани на тримаране и катамаране запомнилось на долго. Оба судна сломались. Из двух сделали одно плавсредство. Это было незабываемое приключение, которое позволило вкусить чувство свободы и единения с природой.
Чуть позже Сапожков ушел в детский центр творчества, где вел кружки, в том числе и морской тематики. На тот момент уже бывшие ученики, среди которых был и Евгений, продолжили заниматься у Александра Моисеевича.

По морским законам
Евгений Горбатенко пробовал силы в разных областях. Но не изменил любимому увлечению. Яхтинг дает почувствовать себя свободным от рамок и условностей.
– По морским правилам яхта может зайти в любую страну, например, заправиться. В России пока такого нет, – говорит капитан. – Можно хранить на борту оружие. Потому что существует риск нападения пиратов.
Евгению Викторовичу, к счастью, не доводилось с ними встречаться. Как утверждают моряки, сомалийские разбойники – цветочки по сравнению с теми налетчиками, которые рыщут в прибрежных водах Филиппин.
По международным морским законам капитан корабля имеет право принимать судьбоносные решения. Например, если судно в  100 милях от  берега, он вправе обвенчать влюбленных или принять нелегкое решение о захоронении умершего человека. Эти факты заносят в судовой журнал. А выписка из него считается полноценным документом.
Евгений Викторович может арендовать яхту и выйти с командой в открытое море – у него права шкипера. В мире существуют две школы, где учатся капитаны: американская и английская. Курянин получал права в первой и без казуса не обошлось. Добыть заветный документ предстояло в парусной гонке со спортсменами-международниками в Турции.
– В 9 утра должны были стартовать до острова Святого Николая. А тут порвались сланцы. В обычной обуви ходить на яхте запрещено: подошва должна быть белой и полиуретановой. Пошли на рынок в 8 утра. Присмотрел туфли, но оказалось, что в наличии только одна. Пока искали вторую, гонка началась. Повезло: настигли соперников при подходе к проливу между островом и сушей. В итоге «сделали» этих мастеров и права получили.

Призраки Толбухинского маяка
Верите в призраков? Капитан Горбатенко не из робкого десятка. Но во время питерского приключения курянин столкнулся с мистическим проявлением сверхъестественных сил. В Санкт-Петербурге после соревнований первого этапа  Кубка России на катамаранах он вместе с сыном отправился в путешествие по Финскому заливу.
– На воде во всей красоте перед путешественниками предстают форты – оборонительные сооружения Петербурга, построенные в разное время для защиты города с моря. Первый на отмели острова Котлин возвел еще Петр I, с тех пор в гавани выросло большое количество батарей и фортов, – рассказывает Евгений Горбатенко. – Температура воздуха была +35 градусов. Зашли в Зеленогорск.  Пробыли там недолго и снова в путь. И тут резко упала температура, начался шторм. Такой ветер налетел, что пришлось опускать паруса. Двухметровые волны накрывали катамаран. К счастью, поблизости оказался маяк.
Толбухинский маяк – один из старейших в России, построен по приказу Петра I. Внесен в реестр объектов культурного наследия регионального значения, а также вместе с фортами Кронштадта входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Первоначальное название маяка – «Котлинский». В 1736 году его переименовали в честь полковника  Федора Толбухина – первого коменданта Кронштадта.
Смотритель маяка разрешил путникам остаться на два дня. Но предупредил: левую от лестницы дверь – не открывать...
– Не ходили туда, но слышали топот и странные звуки, – говорит Евгений Горбатенко. – Может и послышалось, но репутация у этого места нехорошая: один смотритель пропал без вести, другой повесился, третий утонул...
Это еще не самая страшная история, которую рассказал курский капитан. Евгений Викторович и в штормы попадал, и тонул (два года назад на Ладоге), и гигантских китов видел... Газеты на все приключения не хватит!
А мечтает этот мужественный человек о создании  школы, в которой будет не только воплощать романтические стремления юных, но и растить спортсменов, развивать парусный спорт, прославлять победами Курскую область!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...