Локнянский кабуки
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Что общего между японским театром и исправительной колонией №11 в поселке Малая Локня? И там, и там роли распределяют по гендерному признаку. Но если в кабуки участвуют исключительно мужчины, то в женской ИК все наоборот. Осужденные женщины сами пишут сценарии, шьют костюмы и участвуют в постановках. И это один из немногих способов отвлечься от тюремных будней.    
Контингент
Женской колонии в Суджанском районе восемь лет. Раньше здесь содержались несовершеннолетние преступники. Но их количество сократилось, и ИК перепрофилировали. Изменилась  «начинка» корпусов: сейчас здесь все по евростандартам, в некоторых камерах даже есть телевизоры.
Основные статьи, по которым женщины отбывают здесь наказание, – «Кража» и «Незаконный оборот наркотиков». Чуть меньше сидит за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью. Сидят не по первому разу. Средний возраст осужденных – 30-40 лет. Но есть и пенсионерки, и совсем молоденькие девочки, «переехавшие» прямо из колонии для несовершеннолетних.

Режим труда и отдыха
«Будет новый рассвет,
будет море побед.
И не верь никогда в то,
что выхода нет».
Мимо плаката с этой надписью осужденные ИК-11 проходят несколько раз в день: на работу, на учебу, в столовую. На контрасте – выцветшие агитки еще советских времен, пропагандирующие ценность труда. Впрочем, сложно представить, чем заниматься за колючей проволокой, если не работать. Это какой-никакой доход, а еще способ заслужить облегченные условия отбывания наказания. Ну и УДО – в перспективе.
Здесь можно трудиться на благо колонии: работать в хозблоке, на кухне, обрабатывать огород. Но основное занятие – швейное производство. Осужденные обшивают осужденных, сотрудников правоохранительных органов, работников РЖД и других сфер. Заказов много, фронт работ большой. А еще женщины из 11-й ИК плетут рыболовные снасти. Оба занятия монотонные, что вкупе с режимными буднями колонии кого угодно вгонит в тоску. Вот и развлекаются рецидивистки как могут. Книги в местной библиотеке зачитаны до дыр, а просмотр телепрограмм – удел особо отличившихся. Поэтому осужденных вовлекают в творчество.

Кружок-лауреат
«Граждане осужденные!»  – приветствует собравшихся в актовом зале местного ДК врио заместителя начальника женской колонии Александра Баринова. Она выступает в роли конферансье, анонсируя мини-спектакль по мотивам басни Крылова, название которого сценарист сократила до лаконичного «Стрекоза». Это уже девятое произведение, поставленное в ИК-11. Ко Дню защиты детей давали спектакль про Колобка, ставшего на путь исправления. К месячнику по борьбе с наркотиками приурочили постановку «Снежной королевы». Большой отклик среди осужденных вызвала подготовка к 9 Мая – в конкурсе художественной самодеятельности участвовали все отряды. Ставили даже мюзикл. В творческом процессе консультируют сотрудники Суджанского ДК.
Постановки осужденных женской колонии получают высокие оценки не только в конкурсах художественной самодеятельности среди отрядов. Кружок выиграл в театральном конкурсе областного УФСИН и будет представлять регион на федеральном уровне.

Как по сценарию
Сюжет локнянской «Стрекозы» мало чем напоминает крыловскую басню. Спектакль рассказывает о том, как Стрекоза ищет  мужа с помощью брачного агентства, а в итоге знакомится с Муравьем в ночном клубе. Выходит за него замуж, переложив на супруга все домашние дела, потом удирает в Сочи. Но и там не находит счастья, а вернувшись домой, обнаруживает, что благоверный успел жениться на Муравьихе.
– Мораль спектакля: нужно найти одного человека, а не прыгать, как стрекоза, – рецензирует постановку исполнительница главной роли.
Она признается: в театральных произведениях колонии часто используются автобиографические моменты – осужденные вспоминают эпизоды из жизни и вставляют в сценарий. Сама актриса, как и ее Стрекоза, недавно вышла замуж – прямо здесь, в актовом зале ДК колонии. С избранником вместе девять лет, на двоих трое детей. Общих, правда, пока нет. История семьи – готовый сценарий: именно здоровью будущего супруга «Стрекоза» причинила тяжкий вред, в результате чего оказалась в курской ИК. Он ее простил и даже заступался на суде. А потом женился. Причем  уже во второй раз.
Об этих нюансах «прима» на пресс-подходе после спектакля предпочла умолчать. Как и ее театральная «мама», отбывающая наказание за распространение наркотиков.

Вся жизнь – театр
Участники постановки наперебой рассказывали, как им нравится перевоплощаться, как родители когда-то мечтали видеть их на сцене, как сами родственники выступали в ансамблях, приобщая к творчеству отпрысков. Но что-то пошло не так...
Впрочем, обо всех жизненных перипетиях «актрис» забываешь, глядя на сцену. Кажется, это обычные женщины, которые танцуют, дурачатся, поправляя самодельные костюмы. И аплодируют им такие же обычные представительницы прекрасного пола. Зрители признаются: подобные выступления для них – психологическая разгрузка.
Во время спектакля голова «отдыхает», можно и покричать, и посмеяться, и поплакать. Ведь сценарии, написанные их подругами по несчастью, так часто перекликаются с их собственными жизнями.  
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...