Дорога в профессию от Светланы Медвецкой
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дорога в профессию от Светланы Медвецкой


В октябре отмечает 20-летие деятельности в школе №18 Светлана Медвецкая, руководитель-новатор, известный далеко за пределами Курска, талантливый педагог, общественный деятель, экс-депутат.    
Осветить все   формы работы, которые Светлана Геннадьевна ввела в своей школе первой в стране, а затем делилась опытом с коллегами из разных городов, не хватит и четырех полос газеты. Поэтому мы попросили ее рассказать о самом важном.
Нет недостижимых целей
Листаю положение «Результативность работы руководителя школы»: ГИА, ЕГЭ, ВПР, олимпиады... Оценивать итог работы педагогического коллектива надо по тому, какой дорогой идут по жизни ученики.
Уверена, что за 20 лет моей работы директором ни один выпускник школы №18 не уехал жить за границу. Не потому, что непредприимчивые, а потому, что с первого класса их учили любить Отечество.
Не понимаю ректоров вузов, директоров школ, которые, желая прихвастнуть качеством образования, заявляют на самом высоком уровне: наши выпускники востребованы в производственных корпорациях Европы, Китая, Японии... Что же получается? За счет средств российской казны мы готовим специалистов для других государств? Что за благотворительность такая?! Да, можно выехать в чужую страну на стажировку, можно поработать там несколько лет с тем, чтобы вернуться и привить на Родине лучший зарубежный опыт.
«Вы в облаках летаете», – сказали мне на это. А я считаю, что при упорной, последовательной работе школы, семьи и государства в целом вполне реально уже сегодня растить поколения профессионалов и, прежде всего, патриотов. Это не голословное утверждение. Под каждым моим словом лежат твердые доказательства: судьбы наших выпускников.

Зарубежный опыт
Я росла в военном городке в Молдавии. Любимая игра в детстве – «в школу»: соберу детей, раздам им тетрадки-карандаши и учительствую.  В восьмом классе начала переписываться с ребятами из стран соцлагеря: ГДР, Польши, Чехословакии. Тогда их дети в обязательном порядке изучали русский язык. Немецкий мальчик поинтересовался в письме, как строится обучение в советской школе. Я подробно описала и тоже спросила: «А как у вас?». Он прислал брошюру на русском языке «Общее образование в ГДР». Эта  книжка – она хранится у меня до сих пор – перевернула мое восприятие мира: оказывается, в наших школах не все идеально. Высшим достижением выпускника считалась золотая медаль, которая подтверждала отличные знания по всем предметам. Золотые и серебряные медалисты имели льготы при поступлении в вузы. Но почему, если профессиональная подготовка – это глубокое изучение одной из многих сфер деятельности?
Мне школьные предметы давались легко. Но после двух побед на республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе поняла, что имею способности к филологии и именно с ней будет связана будущая профессия. Скажите, зачем было еще два года тратить равное количество времени на изучение математики, физики, биологии, если вступительные экзамены предстояло сдавать по русскому, литературе, истории и английскому?
Профильные классы в советских школах появились на закате Союза, в послеперестроечные годы, и просуществовали недолго. Если говорить о современной России, то министерство образования заговорило о предпрофильном образовании лишь пять лет назад и рекомендовало его только для восьмых классов.

Морские кадеты
Когда я рассказываю директорам школ из Кронштадта, Северодвинска и других городов морского побережья, что почти два десятилетия наша школа обучает морских кадет и что около половины из них поступают в военно-морские училища и вузы, мне не верят:
– Как такое может быть в сухопутном Курске?
Все началось с 1999 года, когда меня назначили директором школы. Недалеко от  нас находится территория бывшей усадьбы Александра Семеновича Сергеева, героя Русско-Японской войны, командира миноносца «Стерегущий», совершившего такой же подвиг, как и легендарный «Варяг». Во время знакомства с жизнью и подвигом земляка у ребят светлели лица. Видя такое настроение, в 2001 году мы сформировали из десятиклассников первый военно-морской кадетский класс. В 2002-м школа добилась права носить имя Александра Сергеева.
Знакомство с военно-морской тематикой начинается сразу, как только дети переступают порог школы. Каждый год 30 сентября на торжественной линейке мы принимаем первоклассников в «сергеевцы» – на классных часах им уже рассказали о подвиге «Стерегущего» и его командира. В 5-6 классе мальчики вступают в клуб «Юнги», в седьмом становятся «нахимовцами». Ребята познают науку вязания морских узлов, изучают устройство парусников, ходят в бассейн, где серьезно занимаются плаванием. С восьмого класса они – юнармейцы, воспитанники кадетских классов, носят морскую форму, углубленно изучают математику, физику, информатику и морское дело, много времени уделяют физической подготовке.
Как и любое начинание, специализация классов на военно-морском деле была сопряжена со множеством проблем. Прежде всего нормативных: в законе «Об образовании в РФ» до сих пор нет понятия «кадетский класс». Соответственно, не предусмотрены источники финансирования профильных занятий. Педагогам приходится проявлять чудеса изобретательности, вводя в общеобразовательные предметы элементы морского дела: изучают ли ученики сложноподчиненное предложение, пишут ли диктант – им дают тексты из художественных произведений морской тематики, задания по математике и астрономии  перекочевали из штурманских учебников. Часть спецпредметов включена во внеурочную деятельность.
Законодательство не предусматривает для выпускников кадетских классов льгот при поступлении в военно-морские вузы. Вначале это обстоятельство многих останавливало: дорога – неблизкая, вдруг не поступишь, а институты и в нашем городе есть. Решение проблемы мы увидели в укреплении связей с высшей школой Военно-морского флота. Уже в 2001 году были заключены соглашения о сотрудничестве с шестью профильными вузами: Военно-Морским инженерным институтом, Корпусом Петра Великого, Морскими академиями имени Макарова и Ушакова, Морским техническим университетом и  Институтом береговой охраны ФСБ.
С этого же времени для кадет организована военно-морская практика. На летних каникулах после восьмого класса будущие моряки  неделю проводят на Тускари – в государственной инспекции маломерных судов. Ходят на патрульных катерах, отрабатывают спасение на водах.
Благодаря инициативе и деятельной поддержке губернатора Романа Старовойта в июле 2019 года, после длительного перерыва, возобновилась практика выпускников 9-х военно-морских кадетских классов в легендарном Севастополе. В ходе практики ребята прикоснулись к героическому прошлому Черноморского флота, побывали на действующих кораблях. В десятом классе везем их за счет городского бюджета на две недели в Санкт-Петербург в Военно-Морской инженерный институт или Корпус Петра Великого. Там кадет селят в курсантском общежитии, и они посещают все факультеты, общаются с преподавателями, узнают, как и чему учат будущих моряков, куда потом направляют служить. Кроме того, мы заранее договариваемся, и ребята посещают практически все военные вузы Питера. В ноябре проводим опрос, кто куда собирается поступать. К этому времени практически все сделали выбор.
Сейчас среди действующих офицеров Российского флота – 56 выпускников курских морских кадетских классов, включая командира корабля и несколько капитанов третьего ранга. Их ряды будут активно пополняться.

Мирные профессии
В 2009 году в школе появились девичьи мариинские классы гуманитарной  направленности. Два года назад открылся профиль «Инженеры будущего» для ребят, которые хотят стать инженерами, технологами или программистами.
По аналогии с морскими кадетами в учебную программу новых профильных направлений введены дополнительные предметы. Мариинки изучают мировую художественную культуру, основы православной культуры, основы медицинских знаний, культуру семьи, имеют дополнительные часы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, иностранному языку.
Будущие инженеры с 8 класса штудируют математику, физику, информатику. Очень много для профориентации дает практика на производственных предприятиях. Так, в прошлом году двое восьмиклассников, после двухнедельной работы на хлебозаводе заявили, что после девятого поступят в технологический колледж, а затем вернутся на предприятие.

Направить по жизни
В предпрофильные восьмые классы родители приводят детей из других школ Курска и районов области. И дело тут не только в качественной подготовке к поступлению в вуз, а в системе воспитательной работы школы.
Мы открыли мариинские классы – единственные в России в светских школах – потому что имели определенную информацию о ранних случаях беременности среди школьниц. Нельзя забывать и о повальном увлечении девушек карьерой в ущерб созданию семьи и материнству.
Одними нотациями и лекциями проблему не решишь. Что мы делаем? В восьмом классе направляем девочек вожатыми в школьный оздоровительный лагерь дневного пребывания, на следующий год – помощниками воспитателей в старшие и подготовительные группы детсада, а после 10-го класса – в специализированный Дом ребенка. Когда девочки видят ряды колыбелек с ситцевыми кулечками – новорожденными детками и малышей постарше, лишенных родительской любви, – плачут. И я знаю, что, увидев, как неразумное поведение матери отражается на здоровье и судьбе ребенка, ни одна мариинка никогда не будет пить и курить, не говоря уже о наркотиках, и никогда не бросит свое дитя.
Профильное обучение дает путевку в жизнь многим мальчикам, на долю которых выпало неблагополучное детство. Например, родители одного нашего выпускника умерли в одночасье, и мальчика с двухмесячного возраста воспитывала бабушка. Подростком сирота  попал под влияние улицы: курил, выпивал, сквернословил. Бабушка привела его к нам в восьмой класс: «Возьмите внука в кадеты, ему дисциплина нужна». Долго сомневалась: «Получится ли из него настоящий кадет? В школе ни одного учащегося, стоящего на учете несовершеннолетних». Бабушка в слезы. Что делать? Взяла. Это была ежедневная, ежечасная работа всех преподавателей. К девятому классу мальчик догнал одноклассников в учебе, подрос, возмужал. Школу окончил почти без троек, поступил в военно-морской институт, сейчас служит командиром боевой части атомной подводной лодки, получил награду из рук президента РФ.

Высшая оценка
Недавно министерство просвещения ввело независимую оценку качества работы общеобразовательных учреждений – анкетирование учащихся и родителей.
…Рядом со школой – цирковое общежитие, где живут гастролирующие труппы. Дети артистов учатся у нас  один-два месяца, пока не уедут в другой регион. Иду как-то по коридору, подбегает ко мне ребенок:
– Светлана Геннадьевна, я цирковой. Проехал с родителями всю Россию, но такой классной школы нигде не видел!
Вот что такое независимая оценка качества!
Я благодарна моим боевым заместителям и педагогам за энтузиазм, постоянное движение от хорошего к лучшему и родителям учащихся – за теплое отношение и поддержку.
Хочется, чтобы в нашей работе было  меньше бюрократизма, бумаготворчества, а больше конкретных дел, сотрудничества со всеми, кто думает о будущем нашей страны и вносит свой вклад в духовно-нравственное становление патриота и гражданина Отечества.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...