Вся жизнь - как поле Куликово...
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Вся жизнь - как поле Куликово...


«ГИ» завершают публикацию, посвященную великому земляку Сергею Столярову, накануне 50-летия со дня его безвременного ухода. Кинокартина о Дмитрии Донском и о небесном покровителе актера – святом Сергии… в фильмографии народного артиста не значится: страдая от рака, он не успел даже завершить сценарий на родную сердцу тему.    
Но его судьба – и впрямь непрестанная бескомпромиссная борьба за свои (и народные) идеалы: за человеческое достоинство, за обиженных и слабых, за правду-матушку…
(Начало в №130 от 29 октября)
Итак, 1936 год, уже погиб Киров, арестованы всесильные еще вчера вожди, в СССР вот-вот раскрутится маховик самых масштабных арестов и расправ, «граждане» боятся хоть каким-либо нестандартным поступком привлечь к себе внимание властей или хотя бы соседей. А бывший детдомовец Столяров, умеющий дорожить священным товариществом и дружбой, демонстративно не приходит на премьеру прославившего его «Цирка». На огромной афише у Зеленого театра в ЦПКиО были упомянуты лишь Любовь Орлова да он сам, а про Павла Массальского, нашего земляка Сергея Антимонова и других участников триумфа режиссер забыл? Отсутствие Столярова на премьере разглядели и отреагировали: на «Мосфильме», несмотря на мгновенно пришедшую всенародную любовь, его не снимали несколько лет. Молодого красавца и смельчака полюбила другая студия, куда менее богатая и престижная, но не менее важная для народа – «Союздетфильм», будущая киностудия имени Горького. Здесь Столярова были готовы носить на руках. Точь-в-точь как носил его по воздуху на бороде волшебник Черномор в экранизации «Руслана и Людмилы» 1937 года (излишне и уточнять, какую роль исполнил, разумеется, с блеском, курянин). А следующих персонажей Сергея Дмитриевича перечислит хором советская детвора всех поколений: Ивашка – серая сермяжка в «Василисе Прекрасной», Никита Кожемяка в «Кащее Бессмертном», Алеша Попович в «Илье Муромце». Последний, младший из трех богатырей, согласно былинам, «не силой силен, да напуском смел». Сам же актер и тем, и другим достоинствами был одарен с избытком. В 1941-м кумир миллионов, подобно этим миллионам, подобно своему отцу в 1914-м, пришел в военкомат записываться на фронт. Но кто бы тогда на экранах одолевал зловещего Кащея, воодушевляя страну на решающую схватку с нечистой силой фашизма?! Семью Столяровых эвакуировали в Алма-Ату, где и снимались фильмы военной поры. Заодно Сергей Дмитриевич бесплатно вел драматический кружок при местном пограничном училище. Когда в один черный день воры унесли деньги и даже хлебные карточки, по воспоминаниям сына Кирилла, актер взял из театрально-киношного реквизита настоящую старенькую двустволку и… ушел в горы. Вернулся только через два дня, зато с тушей горного козла! Последний кусок мяса выторговал писатель и прославленный фронтовой корреспондент Константин Симонов. Платой стало право первой постановки только что завершенной пьесы «Русские люди». Спектакль, казалось, смотрел, и не по разу, весь город-миллионник. Деньги (13069 рублей – полновесных, советских!) по воле постановщика были пожертвованы в фонд обороны на постройку одноименного танка. «Братский привет и благодарность Красной Армии» прислал за святой дар Сергею Столярову Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин. В 1951-м он удостоил актера премии имени себя, правда, не за сказки, а за картину на производственную тематику. Хотя эту ленту под названием «Далеко от Москвы» сегодня помнят разве что киноведы, и, наоборот, трудно найти в стране тех, кто не знаком с увлекательными приключениями удалого Садко. Да что там в стране: всемирно знаменитый Френсис Форд Коппола прежде всяческих «Крестных отцов» и «Апокалипсисов» стал автором странного блокбастера «Синдбад», где главную роль исполнил, судя по титрам, некий «Эдвард Столяр». При внимательном рассмотрении купец с Востока оказывался новгородским гусляром – Сергеем Столяровым! Шедевр Александра Птушко, удостоенный приза Венецианского кинофестиваля, в Голливуде пиратским образом перемонтировали и переозвучили. Но даже в таком виде курянин сводил с ума молодецкой статью, силой духа и широтой души.
Хотя с начала кинокарьеры Столярова миновало 20 лет, казалось, что и у него самого в некоем золотом ларце и в хрустальном яйце сокрыт секрет вечной молодости. Он успел побывать летчиком, акробатом, моряком и даже космонавтом (это в 1935 году-то!), но и в 1950-х Сергея Дмитриевича не нужно было переводить на образы бдительных вахтеров и других мудрых наставников молодежи. Сыгранный им капитан подводной лодки «Пионер» в «Тайне двух океанов» благодаря неотразимой мужской харизме сразу был принят в «Клуб знаменитых капитанов» (помните чудесную детскую радиопередачу?) вместе с Робинзоном, Гулливером, капитаном Немо и другими хрестоматийными мореплавателями разных стран. В 58 лет артист выполнил норму мастера спорта СССР по стендовой стрельбе! Да, глаз у него был зорок, а сердце – отзывчиво к чужим бедам и тревогам. В 1950-х заслуженный артист по-прежнему жил в сырой коммуналке с семьей (сын Кирилл уже успел проявить талант) и на намеки жены, не попросить ли достойную квартиру, отвечал, что другим еще хуже. В то время уже ставший легендой Валентин Гафт вспоминал о первом шаге в профессию актера: «У меня все началось именно с улицы. Я жил в Сокольниках и часто ходил в парк: зимой на каток, летом просто гулять. И вот иду как-то, смотрю, а навстречу идет знаменитый киноартист Сергей Столяров. Красавец, русский богатырь. Я преодолел смущение, подошел к нему и говорю: «Дяденька, не могли бы вы меня прослушать, я в театральный поступать собираюсь». Только я встал в позу и собрался читать стихотворение, как Столяров меня остановил и говорит: «Ну, зачем же здесь? Приходите ко мне домой, я вас послушаю». Я чуть в обморок не упал! Ходил к Сергею Дмитриевичу, готовил с ним стихотворение, прозу и басню». Многие ли нынешние кумиры способны на такое бескорыстие?!».
Тем временем один из лучших отечественных сказочников Александр Роу переживал, что больше не снимет любимого (наряду с постоянным экранным врагом Столярова – Георгием Милляром) исполнителя. Молодые да пригожие Алексей Катышев, Эдуард Изотов, Вячеслав Воскресенский, – все они, при неоспоримых личных достоинствах, были прежде всего «оттисками» с недосягаемого оригинала. Неудивительно, что ни у кого не сложилась судьба на экране. А вот автор сказок для детей выросших – Евгений Шерстобитов – осмелился на дерзновенный, прямо-таки голливудский проект: перенести на экран завораживающий фантастический роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Возможно ли показать мир 3233 года с помощью крашеной фанеры, как это делала съемочная команда, – вопрос спорный, но сама исполинская фигура «прогрессора» Дара Ветра (чье имя, кстати, повлияло на авторов «Звездных войн» с их небезызвестным Дарт Вейдером) в белоснежной тунике с черным ромбом потрясала кинозрителей не меньше, чем незабываемый Иван Мартынов из «Цирка» в белоснежном свитере с красным флагом. Увы, окончание эпопеи не было снято: в 1969 году могучий человек внезапно заболел, и 9 декабря его не стало в 58 лет. До последней минуты (и это не метафора, а воспоминания сына) богатырь оставался богатырем. Слыша, как плачет над ним беспомощная медсестра, Сергей Дмитриевич велел Кириллу: «Помоги ей, видишь, человеку трудно…»
Режиссер прославленного Театра на Таганке Юрий Любимов рассказывал, что после похорон Владимира Высоцкого его отец Семен Владимирович произнес: «Володю похоронили рядом с самим Столяровым!» На могиле Сергея Дмитриевича установлен памятник работы еще одного выдающегося курянина Вячеслава Клыкова, вытесанный из древнего белого камня – обломка часовенки из старинного переулка, откуда не спешил съехать скромный богатырь…
Фото предоставлено «Курскоблкиновидеофондом».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...