Несбывшийся замысел
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Несбывшийся замысел


В 1840 году по повелению императора Николая I Курскую губернию ревизовал сенатор Федор Дурасов. Он высказал мнение, что Коренская ярмарка, проходившая в 20 верстах от Курска, очень неудобно расположена и ее необходимо перенести на место впадения Тускари в Сейм. Устроить там пристани, склады, торговые помещения... По мнению сенатора, тогда Коренская стала бы по значению и объемам торговли не хуже нижегородской…    
У этой идеи было немало сильных сторонников, приглянулась она и самому императору Николаю Павловичу, но реализована так и не была  – по причине отсутствия интереса в самом Курске.
Идея Дурасова родилась не на пустом месте. Этому предшествовала целая эпопея по созданию Александринской водной системы (названная так в честь государыни Александры Федоровны), по которой водным путем через Тускарь, Сейм и Псел можно было доставлять грузы до Киева и ниже по Днепру. Задумка не была новой, еще 1823 году ею увлекся сам князь Барятинский, привлек для составления планов и съемок Сейма инженера Михайлова. Но всерьез этим занялся курский губернатор Павел Демидов, а позже – губернатор Михаил Муравьев. Автором же самого проекта (по мнению многих исследователей) можно считать предпринимателя и чиновника Пузанова.
К моменту приезда в Курск сенатора Дурасова Александринская водная система уже работала, в эти годы по Сейму проходило в сезон более 90 судов. Сооружения, построенные на реке (плотины, шлюзы, обводные каналы), обеспечивали надежное движение судов с апреля по октябрь. Водный путь считался тогда надежнее и дешевле наземного, что и позволило мыслить о переносе Коренской ярмарки в более перспективное место. Примером служила Макарьевская ярмарка, перенесенная в Нижний Новгород, после чего она получила дополнительный стимул для развития.
Но с началом Крымской войны Александринскую водную систему, по сути, бросили на произвол губернских властей, а в 1857-м и вовсе продали на слом. В эти годы шла на убыль и Коренская ярмарка. Следующим серьезным «ударом» для нее было строительство железной дороги, которая прошла через Курскую губернию. Избалованные комфортом «железки» купцы предпочитали доставлять товар в Москву или  другие крупные города. Про «южные ворота России» (так в свое время величали Коренскую ярмарку) начали забывать…
«ГИ» не раз публиковали отзывы современников о Коренской ярмарке. Как правило, позитивные. Но справедливости ради стоит вспомнить и не столь приятные. К примеру, Виссариону Белинскому не повезло с погодой. В письме жене он описывал Курск и дорогу в Коренную, как сплошное болото:
«В Курск приехали в четверг. И в тот же день поплыли на знаменитую Коренную ярмарку. И уж подлинно поплыли, потому что жидкая грязь по колено и лужи выше брюха лошадям были беспрестанно. Через четыре часа, наконец, увидели ярмарку, по пояс сидящую в грязи. За 20 рублей в сутки нашли комнату, маленькую, грязную, и той были рады без памяти. На другой день поехали назад, в Курск. На полдороге встретился крестный ход. Вообрази 20 тысяч народу, идущего по колена в грязи, и который, пройдя 27 верст, ляжет спать под открытым небом, в грязи, под дождем, при пяти градусах тепла. В Курске переменили лошадей, закусили и пустились плыть на Харьков».
Вряд ли воспоминания о давних замыслах сенатора Дурасова сыграли какую-то роль, когда в начале 50-х годов прошлого века в Курске задумали построить местную ВДНХ. Да и сама суть выставочного комплекса в корне отличалась от задумки царского чиновника. Однако выбранное для нее место вполне соответствовало старому проекту.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...