Герой из села Отважное
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


14 ноября в школе №1 осетинской станицы Архонская в одном из классов была торжественно открыта парта Героя Советского Союза Петра Лащенко. Возможно, и курские школьники задумаются о том, чтобы подобным образом увековечить память о военачальнике. Ведь Петр Николаевич в судьбоносном феврале 1943-го был у командарма Ивана Черняховского начальником оперативного отдела. И блестящий план освобождения – во многом творение его полководческого ума.    
Родился Петр Лащенко в 1910 году на Черниговщине, в крестьянской семье. Семь лет спустя советская власть открыла перед скромными землепашцами много новых дорог. Та самая Архонская, затем село Отважное на Амуре… Не правда ли, символичное название? Там, на Дальнем Востоке, в 1930 году юноша был призван в Красную армию, где быстро проявил незаурядные способности к военному делу. В 1933-м он окончил пехотную школу и как перспективный офицер был направлен через всю страну в Московскую Пролетарскую стрелковую дивизию. Затем – школа пропагандистов Московского военного округа и прославленная академия имени Михаила Фрунзе.
Началась Великая Отечественная. Героизм 49-й армии, где воевал Петр Лащенко, позволил сначала сорвать планируемое ураганное наступление на Москву, а затем навсегда остановить немцев, не дошедших до Серпухова и Алексина. Едва с наступлением 1942 года Красная армия отбила Калугу, как Петр Лащенко устремился к… новым знаниям по военному делу, окончив ускоренный курс Высшей военной академии имени Климента Ворошилова. А когда летом 1942-го случилась катастрофа на юго-восточном направлении, он уже «сдавал экзамен» в 60-й армии, совершившей невероятное, – удержавшей левый берег Дона в Воронеже и рядом с ним. В дни Сталинграда воинство командарма Черняховского внесло немалый вклад в победу, сковав значительные силы врага, готовые прийти на выручку окруженному фельдмаршалу Паулюсу. И тут же, без всякой передышки, армия за считанные дни передвинула фронт на сотни километров на запад – от Воронежа до Курска!
Вот записи Петра Николаевича от 8 февраля 1943-го:

«С первых минут сражение приобрело весьма яростный характер. Однако полки 322-й дивизии совместно с 248-й курсантской стрелковой бригадой ворвались к утру в город и начали блокировать один опорный пункт немцев за другим, нарушая огневую связь между ними и уничтожая их поодиночке. Гитлеровцы в свой черед цеплялись до последнего за каждую улицу и группу зданий, маневрировали силами и наносили неожиданные удары по флангам наступающих. Боевые действия шли с переменным успехом на множестве участков, на которые распалась вражеская оборона. Но Перекальский, хорошо разбиравшийся в этой сумятице, спешил всякий раз туда, где чаша весов начинала склоняться в пользу неприятеля, находил уязвимые места в его укреплениях и наносил затем неотразимый удар. Он дважды был уже ранен, но не выходил из боя, считая, что не вправе покинуть свой пост, пока держится на ногах. Его храбрость и воля, командирское мастерство и личный пример во многом способствовали тому, что полки 322-й дивизии к середине 8 февраля очистили от неприятеля северо-восточную и восточную часть Курска и отбили железнодорожный вокзал. К вечеру город был освобожден полностью. Разбитый противник в беспорядке оставлял Курск. Однако Перекальский уже не мог видеть этого: вражеская пуля оборвала жизнь комдива…»

Именно Петр Лащенко сменил павшего товарища как официальный командующий дивизией. Гвардии майор Дмитрий Высоцкий, несмотря на его великую роль в событиях 8 февраля, все-таки был врио.
Курская битва, Черниговско-Припятская, Киевская наступательная, Житомирско-Бердичевская операции, форсирование рек Сейм, Десна, Днепр…  Наконец, битва за город Броды (часть Львовско-Сандомирской операции): дивизия генерала Лащенко отличилась при создании и удержании так называемого «колтовского коридора» – глубокой бреши в обороне противника, через которую на оперативный простор были выведены одна за другой две наши танковые армии, что обеспечило разгром врага. «В создании этого коридора большая заслуга принадлежит отлично действовавшей 322-й стрелковой дивизии, которой командовал Петр Лащенко», –  отмечал один из величайших полководцев, маршал Советского Союза Иван Конев в «Записках командующего фронтом». Сам комдив заплатил за успех собственной кровью, полгода лечился в госпитале. Однако и после Победы на «гражданку» стойкий воин не собирался.
В 1955 году генерал-лейтенант Лащенко принял командование Особым корпусом  – группировкой советских войск в Венгерской Народной Республике. Две механизированные и две авиационные дивизии, отдельный понтонно-мостовой полк, еще ряд частей  – по численности это почти как общевойсковая армия. Вскоре разразилось Венгерское восстание, и именно Петру Лащенко обе страны обязаны тем, что конфликт не перерос в новую войну в Европе. До последнего он, несмотря на богатейший боевой опыт, а, может, и благодаря ему, пытался разрешить противоречия мирным путем.
Казалось бы, уж после такого испытания можно было бы уйти на многократно заслуженный покой. Но нет – Киевский военный округ, затем без преувеличения горячая точка  – округ Прикарпатский (к началу 60-х там активизировались тайные бандеровские отряды). А в августе 1967 года Петр Николаевич стал Главным военным советником в Объединенной Арабской Республике (было на Ближнем Востоке такое государство, включавшее Египет и Сирию), помогая воссоздавать египетскую армию после ее разгрома в Шестидневной войне. Успешно проявив себя и в этом непривычном деле, Герой Советского Союза был назначен первым заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками СССР. Наконец, уже в 1976-м, в весьма почтенном возрасте, генерал армии получил высокую должность в Группе генеральных инспекторов Минобороны СССР.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...