Все мы немножко мышки…
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Все мы немножко мышки…


Настал год Мыши, а Год театра, наоборот, завершился. Однако в любое время людям стоило бы сравнить собственные мысли, чувства и поступки с теми, что явила драматург Ясмина Реза в драме «Резня». За постановку нашумевшего произведения взялся Театр юного зрителя «Ровесник» имени Игоря Селиванова. И уже на премьере стало очевидно: «Мышка бежала» (под таким названием идет спектакль) ой, как не напрасно!    
Если вы знаток фольклора, название спектакля настроит на что-то серьезное, хотя и начавшееся из-за пустяка. Ведь в подлинной версии сказки про мышь, что «хвостиком махнула», взятой не в пересказе для малышей, не только дед и баба плакали, но и дьячок колокола перебил, поп книги изорвал...
Если вы зоолог, на свежей тюзовской афише увидите силуэт не мышки, а хомяка, и будете правы. Но пьеса – о том, что надо уметь быть людьми. Ведь действующие лица, как выясняется за два часа постановки, ведут себя хуже пингвинов в еще одном спектакле ТЮЗа «У ковчега в 8»…
Прочтение пьесы Игорем Селивановым-младшим совпало с обращением или криком души известного драматурга и режиссера современности Николая Коляды: «Смотрю на то, что будет в репертуаре разных театров в новом сезоне. Диву даюсь. Как и пять, и десять, и двадцать лет назад, – одно и тоже. Почему так потеряна у всех связь со временем, с публикой, почему они уверены, что это будет кто-то смотреть?»
Игорь Игоревич, следуя 55-летним традициям легендарного отца – основателя театра, и весь коллектив в каждой постановке говорят о вещах, важных именно в наши дни. Это и потерянность человека в бездушном обществе (вплоть до потерянности в розыскном значении слова), как в «Костике» и «Американке», и неумение хранить семью как в неожиданно острой версии хрестоматийного «С любимыми…», и испытание перед лицом общей беды, как в блокбастере о пингвинах на фоне всемирного потопа. А история «резни», созданная французским драматургом российско-венгерского происхождения,  – об оборотнях. Да-да, о духах, способных вырваться при удобном случае, причем вовсе не из каких-нибудь асоциальных элементов, а из добропорядочных членов общества.
Действующих лиц четыре, и ясно, что отсидеться за другими ни у одного исполнителя не выйдет. Каждому оказалось по плечу подобное испытание на профессионализм.
Начинается спектакль со слов о юных дуэлянтах Фердинане и Брюно. До последних реплик своих родителей оба незримо присутствуют на сцене. Вот и хорошо, что только незримо, потому что исподволь разворачивающееся зрелище – как бы помягче сказать, недетское. И хотя увечья в прямом смысле слова действующие лица наносят не друг другу, а только неодушевленным предметам, вроде дамской сумочки и мобильника, накал всеобщей ненависти на маленькой тюзовской сцене велик  – вот-вот затрещат молнии, как в опытах Теслы…
И зрителям, умеющим провести грань между актером и его персонажем, понятно, какого нравственного труда требует добровольное превращение в таких моральных уродов. Та же Елена Попова в нестареющих «Счастливых людях» играет древнюю старушку. Кстати, знаете ли вы, как мучительно смывается «морщинистый» стариковский грим? Но более болезненные рубцы остаются… не на коже, а на сердце, когда приходит пора надеть благопристойную личину Вероники Валлон, которую актриса после спектакля оставляет в гримерке. Ах, насколько опасными для окружающих, даже для собственной семьи, бывают подобные поборницы «ценностей западного общества»!..
Елене Поповой в который уж раз удается, играя вроде бы страдающую фигуру, без лишних слов выразительно нарисовать и причину этих страданий. Вспомним спектакль «Костик»: вроде бы сочувствуешь исступлению Светланы Викторовны в поисках сгинувшего сына, но вдруг начинаешь понимать: а уж не от этой ли «машины броневой» парень прятался в опасных дебрях в прямом и переносном смысле? То же и в моноспектакле «Американка»: чем больше народу пытается «призвать на суд» Елена Андреевна, тем отчетливее видна и собственная вина в постигших ее злоключениях. А ведь по душевным качествам Лены в тюзовской афише ближе всех ей была бы сострадательная Голубка из «Ковчега».
У Мишеля (Евгений Лемещенко) – другая крайность. И хомяк у него непременно «тварь», и собственные дети, соответственно, «соплячка» и… Второго определения повторять за героем не будем. Хотя сам он прямо-таки настаивает, что сын еще хуже, чем кажется. Перевоплощение актера впечатляет, и все же что-то трудноуловимое не дает зрителям признать Мишеля конченым негодяем. Наверное, то, что носимая им маска грубого мужлана все же спадает, точнее, чуть сползает при телефонных разговорах с мамой. Да и колотушки от жены снес неожиданно безропотно  – это с такими-то габаритами! Поздравим актера, явившего новый уровень мастерства, с этой ролью, куда более занятной в сравнении с типами, достававшимися ему прежде.
Самый мерзкий участник «резни» – Ален в исполнении Виталия Конорева. Если у других здесь нравы звериные, под стать шкурам, то у него – словно паучьи или скорпионьи. Цепляется за слова собеседников, даже за кавычки вокруг слов, за бесконечно звонящую «мобилу». И охотно помогает другим хищникам источать яд под видом лекарства: ничего личного, просто бизнес! Пытается притворяться заботливым супругом, но выходит неубедительно… Театралы знают, что лишь таким виртуозам, как Виталий Конорев, по плечу достоверно  представить эту «неубедительность».
Однако, не без помощи жены, свою пагубную зависимость он начинает преодолевать, напоследок в его уста вложены слова, отсутствующие у Резы Ясмины: мол, «позвоните завтра, ну а лучше никогда»…
На фоне остальных обитателей «зверинца» или «террариума» Аннета (Анна Федосова) сперва может показаться бедной овечкой, которую в прямом смысле тошнит от собеседников. Но приглядимся: не так проста эта тихая особа с кроткой наружностью тургеневской девушки. Как никто другой она умеет накалить атмосферу безобидной, казалось бы, репликой. Даже хомяк, точнее, его тень может послужить ей оружием не хуже упоминаемого в пьесе «калаша». Последний акт разрушения остается за ней. Сцена с разбрасыванием тюльпанов – словно вынос чьего-то гроба. И тут-то, на этих символических похоронах, вдруг рождаются простые человеческие слова и поступки…
Больше пока ничего не скажу, посмотрите сами. Невозможно не похвалить оформление: так органично обывательская квартира обернулась дикарской хижиной с боевыми трофеями в виде звериных шкур, причудливыми масками, которые то надевают, то срывают герои, наконец, копьями, которым, по заветам классика, непременно полагается «выстрелить»…
«Всегда лучше пообщаться по-хорошему, без ненужной агрессии» – эти слова предшествуют грандиозной драке на разных фронтах: то семья на семью, то мужчины на женщин, и, наконец, все против всех. И только мышке, то бишь хомяку, по силам поставить точку. И это будет тот самый катарсис, ради которого люди не одну тысячу лет ходят в театр.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...