Стал он главной музыкой войны
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


…И военной птицей стал не сокол
и не черный ворон, не орел – соловей,
который трели цокал и колена вел.
Вел, и слушали его живые,
и к погибшим залетал во сны.
Заглушив оркестры духовые,
стал он главной музыкой войны!
Это строки из стихотворения «Самая военная птица» Бориса Слуцкого – разведчика, гвардии майора, инвалида войны, награжденного орденами СССР, Болгарии, Польши. «Самая военная птица» – не значит агрессивная, наоборот, пением своим соловей возвращал воинов в мирное время, утверждал любовь к жизни даже в трагические дни. Автору довелось слушать трели соловья сквозь грозные и страшные звуки войны, и чувствовать, как естественное, торжествующее пение окрыляет душу.
Кстати, в другом стихотворении того же Слуцкого есть слова: «Лесорубы из Карелии, курский соловей, псковской печник – псы семи держав, как угорелые, бегали от них». Здесь «соловьем» зовется уже боец-курянин.
В дни войны соловьиная песня согревала души солдат, будила у них воспоминания о доме, семье, вызывала тоску по родному краю, им хотелось скорее разбить врага и вернуться к прежней жизни. Отсюда и такие неожиданные определения – «главная музыка войны», «военная птица».
Алексей Фатьянов, тоже фронтовик, старший сержант, автор солдатской «колыбельной» – песни «Соловьи» писал: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей…». Кстати, музыку к «Соловьям» написал композитор Василий Соловьев-Седой.
В Музее «Курский соловей» можно прочесть трогательный рассказ Тамары Дюкаревой «Когда поет курский соловей, пушки не молчат…»: От колхозного сада под Обоянью уцелела одна лишь старая яблоня между советскими и немецкими окопами. Дело было перед началом боев на Курской дуге. В июле соловьи уже не поют, но эта птица вышибала слезу у солдат, даже после нескольких взрывов, когда снесло макушку и у дерева обгорел один бок. Но, когда очередной взрыв уничтожил яблоню и вместе с ним соловья, солдаты, доселе не смевшие поднять головы, пошли в бой – за Родину, за курского соловья! Это ли не подтверждение тому, как соловей своими ядреными коленцами влиял на сознание сражающихся за правое дело, за родную землю…»
Бывший фронтовой разведчик Иван Лежнев вспоминает: «На Курской дуге земля горела, металл не выдерживал, танки плавились. Кругом смерть и кровь. А курский соловей пел – это осталось в памяти на всю жизнь».
…В феврале 1943 года весть об освобождении Курска быстро облетела все фронты. Молодой поэт Андрей Куликов тут же, по горячим следам, откликнулся на это радостное известие, и в февральском номере «Курской правды» вышло стихотворение «Я слышал на привале…». Оно о курском соловье, который томился и тосковал в неволе, ждал наших солдат-освободителей, и вот:
Поет родимый будто в сказке,
Гремит наш курский соловей.
Вперед! – смеется парень в каске,
Весь заснеженный до бровей.
Радость победы над врагом даже в морозный февраль у курян во фронтовых окопах ассоциировалась с нашим соловьем.
Вспомним и курскую частушку уже из сорок пятого:
Как Победу объявили
На деревне на моей,
Всю-то ночку во садочке
Заливался соловей!
А теперь – слова не из песни, не из стихотворной строфы. «Соловьи уже поют» – «Хотя и холодно еще». Это пароль бесстрашных партизанок Черемисиновского района Анны Жук, Зинаиды Токмаковой, Марии Морозовой и Маши Руденской, казненных фашистами и захороненных в братской могиле в Щиграх. Девушки составляли разведгруппу в тылу врага на востоке области. С честью выполнив поставленные перед ними задачи, они передали нашим важные сведения и провели ряд подрывных операций, уничтожили несколько вражеских танков и группу карателей-полицаев. Но сами попали в засаду… О них рассказывают Владимир Прусаков и Андрей Горбатов в повести «Разведчицы», вышедшей в 1961 году в Стрелецкой типографии Курска.
Соловей стал не только жизнеутверждающим символом военных лет. Он олицетворяет незримую связь между душами уснувших навеки и помнящими их, скорбящими по ним на земле, а «седым солдатским вдовам возвращает молодость души»…
Среди тех, кто в 1943 году защищал легендарные Тепловские высоты, был красноармеец 96-го Читинского полка Шайхи Исламович Бурганов, татарин по национальности. В одном из ожесточенных боев он погиб. Захоронен в братской могиле у памятника Героям-артиллеристам. Спустя 70 лет его родственники приехали поклониться праху погибшего, помянуть защитника Родины по своим религиозным традициям. Свидетели рассказывают: когда мулла стал совершать заупокойное богослужение на братской могиле, прилетел соловей и сел на ветку березы. Он пел все время, пока читалась молитва, а с последними ее словами улетел, и у присутствующих появилось ощущение, будто чья-то душа обрела, наконец, покой. Священнослужитель сказал: «Песня соловья – это знак свыше».
Совсем недавно в Курске была издана книга Валентины Манойловой «Спойте им, соловьи» в знак священной памяти об односельчанах из Сапогово и Овсянниково, замученных оккупантами. Названием книги стало обращение автора к птицам, как к последней связующей нити между погибшими и живыми…
Любовь ЕРЕМИНА,
руководитель музея «Курский соловей».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...