Каждый рубль – во имя Победы!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Каждый рубль – во имя Победы!


На III патриотическом форуме «Курск – город нашей Великой Победы» отделение по Курской области Главного управления Банка России по ЦФО представило экспозицию «Экономика Победы»    
Солдат и летчик на купюрах
Выставка повествует о самоотверженной работе тех, кто, служа в подразделениях Госбанка СССР на фронте и в тылу, приближал Великую Победу.
– Это наш вклад в сохранение памяти о событиях и героях Великой Отечественной войны, дающий возможность новому поколению лучше понять настоящее, – уверены организаторы.
Война наносит удар и по финансовой системе. За полгода после черного дня 22 июня 1941-го немцами была захвачена и уничтожена четвертая часть всех банковских отделений и филиалов СССР.   Уже к концу июля специалисты Госбанка сообща с Генштабом разработали систему финансовых расчетов в армии. К августу на фронте появилась сеть полевых отделений и полевых касс Госбанка. С начала войны бойцов поощряли не только боевыми наградами, но и премиями. Так, например, летчик-истребитель за сбитого врага получал 1000 рублей (в 1940 году средняя зарплата в Рсфср составляла 339 рублей. Лейтенант получал 625, а полковник 2 тысячи), за вылет на бомбардировку Берлина всем членам экипажа платили по 2000, а накануне Курской битвы вышел приказ наркома обороны: за уничтожение различной техники врага полагалось от 200 до 1500 премиальных.
Банковские специалисты образцово сражались на своем – финансовом –  участке фронта. Недаром председатель правления Госбанка СССР Николай Булганин был членом Государственного комитета обороны, Ставки Верховного Главнокомандования и имел маршальское звание! Порой только с помощью Госбанка утративший документы военный мог подтвердить личность. В полевые учреждения отправлялся запрос: стоял ли этот офицер или солдат на довольствии и когда был с него снят.
На стендах выставки были представлены советские дензнаки, выпущенные в 1937 и 1938 годах и продолжавшие хождение в военное время. На лицевой стороне трехрублевой банкноты изображены солдаты Красной армии, на 5 рублях – военный летчик. Специалисты банка рассказали  на выставке и о стоимости производства одной винтовки или автомата, танка или самолета. Кстати, знаменитый Т-34 «тянул» на 135 тысяч рублей, а бомбардировщик Ил-4 обходился в 380 тысяч! Всего же страна в войну выпустила 482 тысячи орудий всех видов, включая 120 тысяч самолетов и 90 тысяч танков.

Сокровища Киево-Печерской лавры в Курске
К осени 1941-го Курск стал прифронтовым. Учреждения Госбанка спешно эвакуировались вглубь страны из зоны военных действий. На работников, остававшихся в тылу, легла особая нагрузка… Они работали до тех пор, пока продолжали функционировать предприятия, учреждения, колхозы. Не могло обходиться без услуг банка и оставшееся население. Поэтому банковские учреждения эвакуировались в числе последних. В первые месяцы войны областная контора Госбанка приняла сотрудников и ценности 17 эвакуированных учреждений, в том числе из Украинской и Белорусской ССР. Важно было сохранить деньги и ценности, и эта задача была выполнена.
…На станцию Курск прибыл очередной эшелон: 3 млрд бумажных рублей и 160 тонн разменной монеты из Киева, плюс тяжелые сундуки, на каждом пломба и бирка с указанной ценностью – 1 рубль. Так условно было принято обозначать предметы, не имеющие особой ценности. Все же решили и их отправить в подвал конторы. При переноске сотрудники не удержали тяжесть, сундук рухнул на пол. К изумлению присутствующих, заблестели массивные золотые кресты, усыпанные алмазами, золотой посох и корона. Только из описи стало ясно, что это предметы из бесценной коллекции Киево-Печерской лавры!
Но впереди – сложнейшая эвакуация. Возглавил и организовал ее управляющий областной конторой Госбанка СССР Афанасий Никанорович Марченко. Собственными силами банковские сотрудники могли вывезти лишь деньги и документы. Вывозить таким же образом два вагона сундуков с монастырскими драгоценностями было крайне опасно. На помощь пришли бойцы 2-й стрелковой дивизии под командованием полковника Адриана Акименко. Вскоре поступило распоряжение: сокровища лавры эвакуировать на Урал. Были загружены вагоны, выделены солдаты для их охраны, назначен старший инкассатор. С волнением сотрудники курской конторы следили за продвижением столь ценного груза через Щигры, Черемисиново и другие населенные пункты области. Когда проезжали Кшень, станция была под немецкой бомбардировкой, в эшелон попала бомба, но, к счастью, вагоны с церковными ценностями остались невредимыми и вскоре были доставлены на Урал, а позднее в целости и сохранности возвращены «домой».
Такова невидимая нить истории. Мог ли знать преподобный Феодосий Печерский, первый известный миру курянин, впоследствии основатель самой лавры, что реликвии монастыря попадут когда-нибудь в Курск, ставший для отрока Феодосия второй родиной, и что куряне будут спасать их от врагов!.
Областная контора была эвакуирована сначала в Старый Оскол, затем в Саратовскую область, а летом 1942 года – в город Белебей Башкирской АССР. И, несмотря на тяжелейшие условия, все ценности   были сохранены. В протоколе Эвакуационной комиссии Правления Госбанка СССР №35 от 20 мая 1942 года отмечено: «Курская контора провела большую подготовительную работу… ни одно из подотчетных отделений не осталось в зоне военных действий. На местах после эвакуации были организованы оперативные группы, которые инкассировали наличность».
Всего через четыре дня после освобождения Курска, 12 февраля 1943-го,   областная контора Госбанка СССР первой из организаций и учреждений возобновила работу. Именно этот факт во многом повлиял на быстрое восстановление разрушенного немцами края.
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...